Папки-передвижки

Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе ДОУ: коучинговый подход

Печуева Ольга Владимировна
Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе ДОУ: коучинговый подход

Основной целью Российского образования, определяемой ФГОС, является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Индивидуализация с коучинговым подходом в педагогическом процессе предусматривает основную задачу педагога делать ребенка полноправным и осознающим соучастником своего развития, а не объектом, который чему-то обучают.

Итак, давайте отдельно рассмотрим эти два понятия :

Коучинг от слова коуч.

Публикация «Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе ДОУ: коучинговый подход» размещена в разделах

Для начала кто такой коуч? -слайд

Коуч – это консультант, наставник. Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит: «надо делать так, а вот так делать не надо», а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял, что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находит свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где ребенок чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Что такое коучинг -слайд

коучинг – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала подопечного, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом. Такой подход применим к детям, так как раскрытие потенциала, через взаимодействие – цель педагога.

Вся система коучинга – большая поддерживающая вера в человека (ребенка) и его безграничные возможности. Если приучить к этой вере в себя с детства, то во взрослой жизни человеку будет гораздо легче достигать своих целей, поддерживать других в их развитии и делать мир лучше.

Что же такое индивидуализация? Содержание этого термина достаточно неоднозначно и часто его путают с понятием «индивидуальный подход». Одни связывают его со становлением и осмыслением индивидуальности, а другие с организацией такого образовательного процесса, который бы учитывал индивидуальные особенности воспитанников и учеников.

Предлагаю:

Краткий сравнительный анализ двух подходов где наглядно можно их сравнить. -слайд

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация образования. Индивидуальный подход в образовании.

Цель содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

Способы общения признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

Тактика сотрудничество и партнерские отношения диктат и опека

«Хороший ребенок» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Убеждение ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыт ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Вывод индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).

В основе индивидуализации с коучинговым подходом воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. А для этого необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти — уже заложена в каждом ребенке.

Таким образом, этот подход построен на мотивированном взаимодействии двух сторон и имеет 7 этапов. -слайд

Коучинговый подход 7 этапов :

1 этап – установление партнерских взаимоотношений между педагогом (коучем) и ребенком;

2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации);

4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

А если выразить это – вопросами, то будет выглядеть примерно так:

«Чего ты хочешь?»

«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

«Что можно сделать?»

«Что ты будешь для этого делать сегодня?» и т. д.

Детский коучинг имеет свои особенности.

То есть у ребенка есть проблема или вопрос, который он хочет решить и педагог не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и тем самым продвигает к самостоятельному решению, т. е. отвечая на них, ребенок самостоятельно находит решение своей проблемы.

Для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование.

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение взрослого: «Спагетти надо есть вилкой».

При этом ребенок не думает, а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус.

Коуч (педагог) кладет перед ребенком ложку, нож и вилку – и говорит: «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?», Тогда ребенок начинает думать.

Задаем наводящие вопросы: «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? «как ты поступишь?» и т. д.»

И тогда ребенок, думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию

креативного мышления.

Еще несколько коуч – вопросов, которые вы можете использовать в воспитании детей: -слайд

Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы», направляющие ребенка:

Что ты хочешь?

А зачем тебе это?

Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

Что может повлиять на изменение ситуации?

Что ты будешь делать?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь?

Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

Кто и чем может тебе помочь?

Какие знания тебе нужны?

Где и как можешь получить эти знания?

Таким образом, главный смысл индивидуализации с коучинговым

подходом это :

развивать способность к саморазвитию, активность дошкольника в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной, творческой и т. д.); через непосредственное общение с каждым ребенком. Создание условий и мотивации для свободного и самостоятельного выбора ребенком деятельности, принятие решений, выражение своих чувств и эмоций.

Прикреплённые файлы:

pedsovet_met1m.pptx | 594,99 Кб
 
Публикации по теме:

Современные образовательные технологии и методы в учебно-воспитательном процессе Дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого широко используется.

Индивидуализация детейИндивидуализация детей Когда встал передо мной вопрос об индивидуализации детей! Я долго думала, смотрела и даже искала! Потом наткнулась на пустые не очень.

Индивидуализация дошкольного образования как основное смысловое поле введения ФГОС ДО С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт уделяет большое.

Консультация «Индивидуализация, как элемент «семейной» модели воспитания в доме ребенка» Подготовил: воспитатели ОГКУЗ «Братский областной специализированный дом ребенка» Забурнягина О. Л., Каспирская Е. С. Среди методологических.

Роль личности педагога в воспитательном процессе Сила воспитательного воздействия определяется тем, кто его проводит. Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность.

Самостоятельная двигательная активность, как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в ДОУ Самостоятельная двигательная активность — как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.

Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника Мне приходится работать с классом,.

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе. Из опыта работы Основная деятельность дошкольника- игровая. В игре закрепляются знания, полученные на занятии, в игре формируется личность ребенка, его.

Учебно-игровой Лего-центр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ С введением ФГОС дошкольного образования основной задачей стало формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности,.

Консультация «Взаимопонимание детей в возрасте 6–7 лет и их родителей, как важный фактор в учебно-тренировочном процессе» Рекомендации родителям юных футболистов!Во-первых, следует помнить, что занятия должны приносить ребенку радость и удовольствие – только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе ДОУ: коучинговый подход
Опубликовано: 22 октября 2019 в 14:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД