Марина Ларкина
Индивидуальная консультация для родителей «Левша. Что с этим делать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомить родителей с особенностями детей с левой ведущей рукой.
Задачи: ознакомить с психологическими и физиологическими особенностями леворукого ребенка; ознакомить с рекомендациями по подготовке к чтению, письму и рабочему уголку ребенка.
Средства: литература по данной теме, тест на определение ведущей руки.
Участники: воспитатели и родители.
Предварительная работа (в том числе взаимодействие с сотрудниками) : подбор материала для проведения беседы, упражнения.
Публикация «Индивидуальная консультация для родителей „Левша, Что с этим делать“» размещена в разделах
Последующая работа (в том числе взаимодействие с сотрудниками) : закрепление знаний родителей.
Литература:
1. Савина Н. Г. «Трудности, возникающие у леворуких детей в процессе общения и их преодоление».
2. Безрукиз М. М., Князева М. Г. «Если ваш ребенок левша».
3. Безруких М. М., Брагина М. Н. «Леворукий ребенок в школе и дома».
4. Доброхотова Т. А., Брагина М. Н. «Левши» .
5. Семенович А. В. «Эти невероятные левши».
План:
1. беседа о физиологических особенностях левши.
2. беседа «стоит ли переучивать ребенка?».
3. организация рабочего уголка ребенка левши.
4. беседа о психологических особенностях левши
5. подготовка к письму, чтению.
Ход:
Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о вашем ребенке. Я стала замечать, что ваш ребенок более активно владеет левой рукой, нежели правой. Замечали ли вы это у своего ребенка?
Если же вы сомневаетесь, я дам вам тест, который вы можете провести дома.
Но вот сегодня я хотела бы поговорить о леворукости. Таковой проблемой это не является, но есть у этого и свои особенности.
Проблемы леворуких детей связаны, прежде всего, с работой мозга. Два полушария работают слаженно и гармонично, при этом у каждого из них своя роль.
Как вы знаете, правое полушарие отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться к переменам. Оно управляет левой половиной тела. А над правой половиной тела - левое полушарие. Эта часть мозга заведует рационально логическим, аналитическим, абстрактным мышлением, основанным не на образах, а на словах.
То, какая рука у ребё нка ведущая: правая или левая, зависит от доминирования левого или правого полушария.
В нашем же случае у ребенка, скорее всего, доминирует правое полушарие, поэтому он у нас левша. Обычно такие дети более эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению.
У левшей чаще наблюдаются нарушения сна, меньшая скорость выполнения психологических тестов. Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия «лево», «право», «выше», «ниже».
С другой стороны, левши имеют лучшие адаптационные возможности. Они более эмоциональны, способны к оригинальному художественному творчеству. Особенно ярко проявляется преимущество левшей в некоторых видах спорта: в боксе, теннисе. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Знаете ли вы талантливых людей, которые были левшами?
Левшами были Микеланджело, Александр Македонский, Наполеон, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо и т. д. Вообще, как утверждает статистика, среди левшей намного больше талантливых людей, чем среди правшей. И вполне возможно, что именно ваш ребенок левша «из талантов». А тогда не исключено, что он станет выдающейся личностью и даже войдет в историю. Чтобы выявить скрытые способности ребенка, прислушайтесь, присмотритесь к нему. Может быть, малыш любит выдумывать интересные истории или оригинально рисует. Давайте же поможем ему развить эти умения. Можно записать его в секции, например художественную школу или музыкальную.
Самое главное не переучивать ребенка, потому что переучивание может дать толчок всему негативному в характере и психике ребёнка. Так стоит ли переучивать ребёнка? Ответ однозначный – нет. Так как это не просто перекладывание карандаша или ложки в правую руку ребёнка, а грубое вмешательство в психику ребёнка, в работу его мозга.
Так как же организовать рабочий уголок ребенка?
При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Не следует требовать от них безотрывного письма. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево.
Но такие ошибки возникают только в начальном периоде обучения грамоте и довольно быстро проходят. Так что надо быть терпеливыми и внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.
Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти.
Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв.
1. Копирование различных фигур и их сочетаний.
2. Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.
Для развития зрительного восприятия могут быть использованы и различные модификации заданий, разработанных польской исследовательницей Барбарой Закревской, например, такие:
3. Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур.
4. Нарисуй квадрат.
- поставь точку посередине сверху над квадратом;
- поставь точку посередине снизу под квадратом;
- поставь точку справа посередине;
- поставь точку слева посередине.
Если все выполнено правильно, усложняем задание:
- соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
- соедини точки справа и слева прямой линией.
Если задание выполнено без ошибок, то просим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники.
Затем предлагаем их посчитать:
- Сколько всего треугольников получилось? (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами)
- Сколько получилось квадратов?
Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.
Вот еще аналогичное задание:
5. Нарисуй прямоугольник и поставь точки:
- в правом верхнем углу,
- в левом верхнем углу,
- в середине верхней стороны,
- в середине нижней стороны,
- соедини эти точки прямыми линиями.
Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом.
При условии правильного выполнения упражнения продолжаем задания:
- обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;
- соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.
Посчитай, сколько теперь прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.
Так же при воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Общение с ребенком следует построить таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Наша с вами задача - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Довольно часто, леворукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях я рекомендую маркировать левую руку, браслетом, часами или чем-либо другим.
Часто у леворукого ребёнка возникают трудности при выполнении заданий основанных на построении в ряд слева - направо (чтение, письмо, выстраивание последовательности картинок). Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд.
• Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.
• Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд.
• Корректурная проба также упражняет детей в построении в ряд.
• Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда.
• Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
1)ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов);
2) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
3) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.
Во время чтения левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие.
Вот наша консультация подошла к концу, надеюсь, моя информация для вас была полезной. Я предлагаю вам распечатки теста и упражнений для работы с ребенком дома. Совместными усилиями будем помогать ребенку. До свидания!
Тест на определение ведущей руки.
Проведите тест несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми, и на основе совокупных результатов сделайте вывод.
1. Попросите ребенка переплести пальцы рук в «замок». Если сверху оказался палец правой руки — признак правши.
2. Пусть ребенок примет позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху, — ведущая.
3. Аплодисменты. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши — наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу, — признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
4. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
5. Испытуемому дают по карандашу в каждую руку, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки могут быть медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
6. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой — справа налево.
7. Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: найди спичку в одной из коробочек. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т. д.).
8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
9. Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит ребенок, если при закидывании ноги на ногу сверху оказывается правая — она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги и т. д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
11. Ведущее ухо выявляется так: ребенку дают наручные часики и просят послушать тиканье. То ухо, к которому ребенок приложил часовой механизм, является главным.