Получи документы

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком шести лет с ОВЗ «Весна пришла»

Ольга Самойлова (Классин)
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком шести лет с ОВЗ «Весна пришла»

Тема: Весна пришла!

Пояснительная записка к занятию.

Конспект занятия составлен для работы с ребёнком шести лет.

Диагноз: РОПЦНС, интеллектуально-мнестичесое снижение с аутоподобным поведением. Мальчик деятелен, уровень развития зрительно-моторной координации выше среднего. Зрительная и слуховая память хорошо развита.

Публикация «Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком шести лет с ОВЗ „Весна пришла“» размещена в разделах

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи (приблизительно соответствует третьему уровню ОНР, произношение звуков русского языка приближено к норме, отмечается общая смазанность речи. Пассивный словарь значительно превышает активный, при этом номинанты преобладают в значительной степени. Может самостоятельно строить простые чаще аграмматичные фразы. Присутствует ярко выраженная эхолалия, стереотипность высказываний, речь малоинтонирована.

Цель:

1. Стимулирование самостоятельной речи. Развитие умения понимать вербальную инструкцию и отвечать на вопросы педагога простыми фразами.

2. Закреплять представление о времени года весна, расширять глагольный словарь в рамках изучаемой темы.

3. Продолжать учить согласовывать существительные с числительными 1-5.

4. Обучать осознанному чтению послоговым, глобальным и аналитико-синтетическим методом:

• продолжать учить узнавать и называть изученные буквы;

• читать прямые слоги;

• читать слова из изученных слогов;

• формировать представление о том, что слово состоит из отдельных букв.

5. Развивать умение осмысленно рассказывать рифмованные тексты.

6. Совершенствование сенсорной сферы и развитие количественных представлений.

Оснащение: схематическое изображение этапов занятия, фишки по количеству этапов; сюжетная картина, изображающая основные признаки времени года «Весна»; изображение признаков времени года (фрагменты картины «Весна»); карточки с изображением предметов в количестве от 1 до 5 с написанными на предыдущих занятиях соответствующими цифрами (льдины, сосульки, лужи); карточки с изображением треугольников с буквами П, М, Ж, Б, Л от которых стрелка ведёт к буквам А и У; карточки с изображением мамы, папы, бабы, лужи; презентация «Весна. Составление слов из слогов (слоговые таблицы №1, №2)»; карточки со словами весна, лето, зима, осень; карточка с последовательно изображёнными фигурами (квадрат, овал, треугольник, круг, прямоугольник); геометрические фигуры с написанными на них буквами (квадрат-В, овал-Е, треугольник-С, круг-Н, прямоугольник-А).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Влад, я приготовила для тебя интересные задания, если ты справишься, то получишь в подарок игрушку, которая так тебе нравится.

На столе раскладываются картинки с символами этапов работы. По каждой картинке педагог даёт короткое пояснение и в конце ряда выставляет подарок.

2. Рассматривание картины и закрепление глагольного словаря в рамках темы «Весна».

-Влад, посмотри, какое время года на этой картине? (весна)

-Что происходит весной?

Педагог показывает на изображения признаков природы и задаёт вопросы, отвечая на которые ребёнок использует отработанную ранее глагольную лексику.

-Что делают птицы весной? (прилетают) Что делает снег (сосульки) весной? (тает) Что делают листья весной? (прилетают) Что делают цветы весной? (распускаются) Что делает лёд на реке весной? (ломается и плывёт) Что делают ручьи весной? (бегут) Что делают звери весной (медведь, ёж? (просыпаются). Что делают цветы весной? (расцветают) Что делают дети весной? (пускают кораблики)

Ты справился с заданием и можешь отметить его фишкой на картинке (ставит фишку на символическом изображении этапа занятия).

3. Рассказывание стихотворения о весне и подбор к тексту соответствующих картинок.

-Владик, расскажи стихотворение о весне, которое мы недавно учили. Тебе помогут в этом картинки.

Мальчик рассказывает стихотворение и в соответствии с текстом выкладывает картинки с изображением признаков весны (фрагменты рассмотренной ранее картины).

Если тает снег и лёд,

Ручеёк журчит, поёт,

Мишке стало не до сна,

Значит, к нам пришла весна!

-Ты очень хорошо рассказал стихотворение и правильно подобрал все картинки, поэтому можешь поставить ещё одну фишку.

4. Согласование существительных с числительными.

-Весной на крышах много сосулек. Сколько здесь сосулек? (три сосульки) А сколько здесь сосулек? (две сосульки)

Педагог показывает в разброс карточки с изображением разного количества сосулек, затем луж и льдинок, при необходимости поправляя ответ ребёнка (Да, действительно здесь четыре лужи.)

Ты верно посчитал все сосульки, лужи и льдины, поэтому поставь ещё одну фишку.

5. Чтение прямых слогов.

-Сосульки капают и мы слышим их «песенки». Прочитай эти «песенки».

Ребёнок читает прямые слоги, ведя пальцем сверху вниз от буквы, обозначающей согласный звук к гласной (ПА, МА, БА, ЖА, ЛУ).

Тебе удалось прочитать все «песенки» сосулек, ты можешь взять фишку и поставить её на картинку.

6. Чтение слов из двух прямых слогов.

-Сегодня мы вместе попробуем прочитать слова, подходящие к этим картинкам. С этим заданием нам поможет справиться компьютер.

Педагог раскладывает на столе карточки с изображением мамы, папы, бабы, лужи.

-Посмотри на картинки, ты знаешь, что на них нарисовано?

Мальчик называет рассматриваемые на других занятиях картинки.

Слайд №1

-По реке плывут необычные льдинки, они везут слоги, кусочки слов. Мы с тобой прочитаем слоги и попробуем составить из них слова.

На мониторе по очереди появляются слоги МА, МА, мальчик прочитывает каждый. Затем слоги сливаются в слово. Ребёнок вместе с педагогом плавно читает слово.

-Владик, какая картинка подходит к этому слову?

Влад находит нужную картинку на столе. На мониторе появляются четыре изображения и ребёнок нажимает на выбранную ранее картинку. Лишние изображения исчезают.

Задание даётся таким образом потому, что если мальчику предложить выбирать картинки только на мониторе, то он быстро механически нажимает на каждую, пока не найдёт нужную. При этом взгляд на изображении не фиксирует.

-Ты молодец, прочитал слово и подобрал картинку правильно. Вот «плывут» следующие льдинки.

Таким же образом происходит работа по составлению слов баба (слайд №2, папа (слайд №3, лужа (слайд №4).

Ты смог составить и прочитать все слова, поставь ещё одну фишку.

7. Составление слова из предложенных букв, глобальное прочтение слова.

Педагог показывает карточки и без лишних комментариев, чётко, в ровном среднем темпе называет слова (лето, зима, весна, осень). Карточки раскладывает на столе, рядом ставит на минимольберте картину, с которой работали в начале занятия.

-Владик, у нашей картины нет названия. Художник забыл её подписать. Давай составим слово из букв.

Педагог раскладывает перед мальчиком геометрические фигуры с буквами (ребёнок вспоминает и называет буквы) и показывает карточку-схему, по которой будут составлять слово.

-Посмотри на первую фигуру, что это? (квадрат) Найди квадрат, какая буква на нём написана? (буква В) Следующая фигура это (овал) Какую букву ты нашёл в овале (Е)

Таким же образом подбираются все остальные буквы.

-У нас получилось слово. Я прочитаю тебе его – ВЕСНА. Найди на карточках, где написано такое же слово?

Если ребёнок механически берёт любую карточку, то педагог привлекает его взгляд к образцу и сопоставляет оба слова, ещё раз напоминая последовательность букв в слове ВЕСНА.

-Ты верно нашёл слово, здесь написано ВЕСНА. Подходит это название для нашей картины? Почему? (нарисована весна) Мы приклеим эту карточку к картине.

В данном задании задачей является закрепить представление о том, что слова состоят из букв, подобные слова по сложности на данный момент ещё не доступны Владу для прочтения аналитико-синтетическим и послоговым способом, поэтому педагог читает их сама. Однако знакомство со словами, обозначающими времена года происходило глобальным методом на предыдущих занятиях.

-Владик, мы справились и с этим заданием. Поставь фишку на своё место.

8. Итог.

-Ты выполнил все задания. Правильно назвал, что происходит весной (показывает на изображение первого этапа, где стоит фишка). Прочитал стихотворение и подобрал нужные картинки. Верно посчитал и назвал сколько появилось луж, сосулек и льдин. Прочитал слоги-песенки сосулек. Составил из льдинок-слогов слова и подобрал к ним картинки. Составил из букв слово-название для картины. Все задания ты выполнил и вот твой подарок.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Проложи дорожку»Дидактическая игра «Проложи дорожку» МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Подготовила: Вершинина О. Н. ПРОЛОЖИ ДОРОЖКУ. Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев.

Программа «Я все смогу!» для профилактики синдрома хронической неуспешности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком шести лет с ОВЗ «Весна пришла»
Опубликовано: 14 июня 2014 в 06:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД