Галина Денисюк
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: Становление и развитие всех компонентов устной речи посредством театрал
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической (О. С. Ушакова).Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально восприимчивый период развития. Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы, метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).
Публикация «Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: Становление и развитие всех компонентов устной речи посредством театрал» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Устное народное творчество. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Педагогические наблюдения и анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что дети 4-5 лет без труда запоминают новые слова, включаемые в знакомые коммуникативные речевые единицы, если предъявление новых слов сопровождается предметной деятельностью или наглядным образом в виде реального предмета, игрушки или предметной картинки.
В этой связи огромные возможности лежат в плане использования театрализованной деятельности, которая неоценима в развитии речевых способностей дошкольника, т. к. с ее помощью ребенок осознанно воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.
Театр — один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам.
Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросе развития всех компонентов устной речи детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по теме. Обобщить опыт работы по данной теме, обозначить личную и общественную актуальность.
2. Определение целей и задач работы.
3. Формирование системы мониторинга речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработка календарно – тематического планирования по развитию речи с использованием элементов театрально – игровой деятельности для средней группы
5. Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
6. Формирование родительской компетенции по данной проблеме.
7. Оформление и популяризация полученного опыта.
Календарно – тематическое планирование для средней группы
Сентябрь
Работа с детьми :
1. Проведение мониторинга речевого развития, определение путей преодоления речевых проблем.
2. Анализ предметно-развивающей среды на наличие атрибутики для театрализованной деятельности.
Работа с родителями :
1. Анкетирование «Речевая среда дома»
2. Консультация «Возрастные особенности речевого развития детей 4-5 лет»
3. Предложить посетить театры с родителями, собрать фотоматериалы и оформить папку «Театры нашего города»
Деятельность воспитателя:
1. Изучение методической литературы по теме. Обобщить опыт работы по данной теме, обозначить личную и общественную актуальность.
2. Разработка календарно – тематического планирования по развитию речи с использованием элементов театрально – игровой деятельности для средней группы.
Октябрь
Работа с детьми :
1. Презентация «Какие бывают куклы?»
2. Разучивание с детьми стихов, чистоговорок, считалок на занятиях и в повседневной деятельности.
3. Разучивание дидактической игры «Кто я?» : представь, расскажи и покажи, не называя (я рыбка, ветерок, и т. д.).
4. Театральный досуг. Показ пальчикового театра по русской народной сказке «Два жадных медвежонка».
Работа с родителями :
1. Оформление театрального уголка (ширмы, разнообразные куклы, декорации)
2. Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи ребёнка»
Ноябрь
Работа с детьми :
1. Беседа-диалог: «Театральные профессии».
2. Познакомить детей с разными видами театров : настольный (готовой игрушки; самодельный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, плоскостной (магнитный; на фланелеграфе).
3. Театральный досуг. Чтение русской народной сказки «Репка», далее игра-драматизация.
4. Разучивание ролей к утреннику.
Работа с родителями :
1. Оформление театрального уголка (ширмы, разнообразные куклы, декорации)
2. Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника»
Декабрь
Работа с родителями :
1. Театральный досуг. Показ кукольного спектакля. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» (теарт ложек).
2. Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами кукловождения верховых кукол.
3. Интегрированное занятие по украинской народной сказке «Рукавичка» (сказка+ аппликация)
4. Рассматривание альбома «Театры нашего города»
Работа с родителями :
Приобщение родителей к процессу изготовления костюмов к Новогоднему утреннику (перед новогодним праздником).
Январь
Работа с детьми :
1. Самостоятельные игры детей с разными видами театра.
2. Театрализованная игра «История про мою любимую игрушку» (театр игрушки)
3. Д/и «Хорошо ли ты знаешь сказки?», «Что сначала, что потом»
4. С-р игра «В театре»
Работа с родителями :
Круглый стол «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников»
Февраль
Работа с детьми :
1. Приобщать детей к изготовлению кукол для театра. Изготовить кукол из пластиковых ложек, стаканчиков, бумажных конусов (по выбору). Организация выставки детских работ.
2. Творческий проект «Неделя театра».
3. Показ музыкально-драматической сказки «Муха-Цокотуха» в группе младшего возраста.
4. Словесная игра «Преврати стихотворение в сказку» (вид театра выбирает сам ребёнок)
Работа с родителями :
1. Создание макета афиши на тему «Афиша к любимой сказке»
2. Конкурс рисунков и поделок «Мой любимый герой»
Март
Работа с детьми :
1. Предложить детям принимать посильное участие в оформлении костюмов и декораций к утреннику «8 Марта — праздник мам».
Беседа: «Знакомство с театром «живой руки».
2. Театральный досуг. Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Инсценировка сказки с использованием полумасок.
3. Игра с элементами имитации «Придумай сказку о маме».
4. Этюд «Угадай эмоцию»
Работа с родителями :
Анкетирование «Любимые сказки вашего ребёнка»
Апрель
Работа с родителями :
1. Занятие-игра: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем”.
2. Мы рисуем на асфальте: «Мой любимый сказочный герой».
3. Экскурсия в кукольный театр.
4. Д/и «Развесели принцессу Несмеяну»
Работа с родителями :
Информация из серии «Это интересно» : памятка «Правила поведения в театре»
Май
Работа с детьми :
1. Театральный досуг. Викторина «В гостях у сказки».
Работа с родителями :
Показ видеофильма «Юные таланты»
Предполагаемый результат:
• обогащение словаря детей; уверенность произносительной стороны речи; умение владеть выразительной стороной речи;
• умение передавать в речи различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
Таким образом, включение театрализованной деятельности в работу детских образовательных учреждений позволяет сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, но и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь. Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием.