Любовь Кочергина
Информационная карта проекта «Знакомим детей дошкольного возраста с правами человека»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Авторы
Попова Г. Н., воспитатель, высшая квалификационная категория.
Кочергина Л. А., воспитатель, высшая квалификационная категория.
Участники
Дети
Родители
Цель
Знакомство детей старшего дошкольного возраста
Задачи
• Дать детям старшего дошкольного возраста элементарные знания и представления о наиболее важных документах по защите прав ребёнка.
Публикация «Информационная карта проекта „Знакомим детей дошкольного возраста с правами человека“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы правового сознания.
• Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме, формировать грамматически правильную речь.
• Способствовать развитию способности к суждениям и умозаключениям.
Тип проекта
Сроки реализации Информационно – практико - ориентированный;
детско-взрослый, фронтальный, долгосрочный.
1 год (подготовительная группа)
Пояснительная записка.
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызывают необходимость поиска новых подходов к правовому воспитанию детей. Необходимость обусловлена начавшейся в нашем обществе реализацией идеи гуманизации процесса образования, изменившей концептуальные подходы к воспитанию, развитию и обучению детей.
Необходимо воспитывать у ребёнка чувство собственного достоинства, формировать способность сопротивляться жестокости, пошлости, уметь отстаивать свои права. Формирование осознания прав человека - одна из главных задач, стоящих перед родителями дошкольников и педагогами. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений со взрослыми, другими детьми.
Организуя педагогический процесс по ознакомлению детей с правами человека, следует не только сообщать детям готовые сведения, но и использовать поисковые методы, позволяющие ребенку не быть пассивным получателем информации, а активно, творчески подключаться к ее поиску, находить, «добывать» знания, обрабатывать их, сопоставлять и применять в различных видах детской деятельности.
Этим требованиям соответствует проектный метод. Использование проектного метода в ознакомлении детей с правами человека способствует развитию собственной детской, познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.
Выбор проектной деятельности в работе с детьми, не случаен, поскольку она позволяет педагогу:
• Работать творчески.
• Видеть работу с детьми по этой теме как целостный педагогический процесс, охватывающий все стороны детской деятельности, следовательно, овладеть мощным средством повышения профессионализма.
Формы реализации.
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры:
• «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Школа».
• «Школа», «Больница», «Дорога».
Дидактические игры:
(авторские, настольно – печатные)
• «Ваши права»,
• «Дети имеют право»,
• «Дружная семейка».
Словесные игры:
• «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»,
• «Скажи ласково», «Поздравь с днём рождения друга»,
• «Скажи другу комплимент»,
• «Сообщи интересную новость другу».
Социальное развитие:
Тематические занятия:
• Знакомство со Всеобщей декларацией прав человека.
• «Наш весёлый хоровод»,
• «В гостях у Золушки»,
• «Поможем Незнайке»,
• «Ребята, давайте жить дружно!»,
• «День рождения Вини-Пуха»,
• «Наши верные друзья»,
• «Путешествие в Простоквашино».
Оформление фотовыставки:
• Газета «Мой самый счастливый день в семье»,
• Фотоальбом «Как мы отдыхали летом»,
• Папка-передвижка «Папа, мама, я - дружная семья».
Экскурсии:
• В школу, в 1-й класс,
• В детскую библиотеку, на почту,
• В аптеку, в медицинский кабинет детского сада, поликлинику,
• В музей, в театр.
Продуктивная деятельность.
Рисование:
• Деревья в нашем дворе,
• Портрет моего друга,
• Мой дом,
• Любимое занятие в детском саду,
• Скоро в школу,
• Доктор Айболит спешит на помощь,
• Использование раскрасок по сюжету «Моя семья».
Аппликация:
• «Все дети дружат на планете»
• «Зимняя прогулка»
• Машины скорой помощи
• «Чтобы дети не болели».
Лепка:
• «Кружка для папы»
• «Конфетница для мамочки»
• «Испечём печенье и угостим друзей»
Вышивка:
• Салфетка к маминому празднику.
• Поздравляем наших мамочек.
Речь и речевое общение:
Составление рассказов из личного опыта на темы:
• Мои близкие
• Как я провёл выходной день
• Я самый, самый…
Составление рассказов по фотографии «Моя семья».
Составление рассказов по сюжетным картинкам
• «Что такое хорошо и что такое плохо».
Создание фотоальбома с рассказами детей
• «Наше лето», «Мой любимчик».
Аудиовизуальные средства:
Мультфильмы:
«Кот Леопольд», «Винни Пух и другие», «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки».
Слушание произведений Чайковского
«Болезнь куклы», «Кукла выздоровела»,
Песни
«На прививку», «Моя Россия» Г. Струве.
«Что такое доброта», «День рождения» Барбарики.
Художественная литература:
• Русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят»,
• «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка»
• А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
• «Красная Шапочка»
• Катаев «Цветик - семицветик»
• Библия для детей
• Н. Носов «Приключения Незнайки»
• В. Осеева «Волшебное слово»
• Ш. Перро «Золушка»
• Э. Успенский «Простоквашино»
• «Зима в Простоквашино», «Ты и твоё имя»
• В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
К. Чуковский «Айболит».
Формы работы с родителями:
Родительское собрание:
• «Как важно знать о правах вашего ребёнка»
• Круглый стол «Здоровье моей семьи»
Консультация на тему
• «Как защитить детей от вредной информации»
Анкетирование:
• «Какие книги вы читаете своему ребёнку»
• «Как вы относитесь к наказаниям»
Совместный праздник
• «День семьи»
Папка передвижка:
• «О жестоком обращении с детьми»
• Знакомство с международными документами:
• «О правах ребёнка»
Итогом нашей работы стало проведение детско-родительской гостиной
«Поговорим о ваших правах»
Участники гостиной:
Родители воспитанников, дети подготовительной
группы, воспитатели группы.
Цель: путём погружения в литературные произведения закрепить представления детей и родителей о «Декларации прав человека».
План – конспект проведения гостиной.
Родители приглашаются в гостиную, оформленную детскими рисунками, рассаживаются. Звучит легкая музыка.
Воспитатель. В течение некоторого времени мы провели большую работу: мы знакомили детей с Декларацией прав человека через разные виды деятельности:
игровую, в ходе общения детей друг с другом, со взрослыми, беседовали на этические темы, больше обращали внимания на взаимоотношения героев сказок и рассказов.
Мы развиваем у детей такие личные качества, как активность, самостоятельность, способность слышать других людей, учитывать их интересы.
Выбранная тема оказалась интересной и детям и взрослым. Дети смогли привлечь и вас, уважаемые родители, к данной теме. Сегодня мы все вместе попытаемся обобщить наши достижения в работе по теме «Декларация прав человека».
Входят дети, исполняют песню Кота Леопольда «Если добрый ты».
Семьи демонстрируют свои домашние задания по статьям Декларации. «Декларация прав человека в картинках» (рисунки, совместные поделки, фотоальбомы).
1. Статья3. Право на личную неприкосновенность.
Воспитатель с детьми представляет инсценировку фрагмента
сказки Ш. Перро «Красная Шапочка», где Красная Шапочка встречает Серого Волка.
2. Статья12. Право на жилище. Инсценировка фрагмента сказки «Заюшкина избушка».
3. Статья25. Право на поддержание здоровья. Презентация Кулинарной книги и просмотр семейной видеотеки «Папа, мама и я – здоровая семья».
Воспитатель. Мы с вами хорошо потрудились, провели большую подготовительную работу, а главное, что это была совместная и интересная работа детей и родителей, педагогов и воспитанников. А в дальнейшем мы планируем изучить Конвенцию о правах человека.
Дети под фонограмму поют песню «Вместе весело шагать».
Приглашаем всех на чаепитие с домашними сладостями.