Лучший педагог года

Информационно-коммуникационные технологии в воспитательном процессе

Светлана Шишмарева
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательном процессе

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно – технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в воспитательном процессе» размещена в разделах

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация воспитательного процесса, представляющую собой систему методов, процессов и программно – технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах педагогического процесса. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий : компьютерных и телекоммуникационных.

В образовательных учреждениях информационные технологии предоставляют возможность связи с социальным миром, расширение знаний об окружающем мире.

Цель педагогической деятельности с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) : создание рационально организованной познавательной деятельности в ходе воспитательного процесса.

Задачи:

1. Сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия проживающего в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием.

2. Построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания. Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

3. Вовлечь в процесс активного воспитания воспитанников, отличающихся умственными способностями.

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и воспитанника с ОВЗ. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить воспитанника большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные элементы по восприятию новой информации, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации (иллюстративный материал, образцы поделок, схемы по выполнению поделок, коррегирующие гимнастики).

". в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны педагоги нашего учреждения. Поэтому я обратилась к изучению информатизации воспитания, под которой я понимаю изменение содержания, форм и методов работе с личностью с ОВЗ.

Для решения данных задач я использую в практике информационно – технические ресурсы учреждения (создание веб-сайта учреждения, 2009г.). На базе нашего интерната имеется кабинет информатики, где сосредоточено современное техническое оборудование. Я утверждаю, что любые средства воспитания способствуют модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизируют мыслительную деятельность воспитанника с ОВЗ, способствуют развитию творчества и самого педагога.

Я начала работу по данному направлению с разработки принципов и методик ( методика владения бумагопластикой: складывание бумаги по готовой схеме) по использованию современных информационно – коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитательной работы.

Разрабатывая информационные материалы для кружковых занятий, я использую за основу различные презентации по ознакомлению проживающих с современными методиками (квиллинг, бумагопластика, оригами, объемная аппликация). Работы воспитанников размещены на интернетсайте учреждения, что позволяет обмену идей, наработок с другими педагогами, воспитанниками. Таким образом, информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются мною для повышения эффективности воспитательной деятельности в организации досуга воспитанников. В процессе кружковой работы воспитанники осваивают азы мастерства работы с бумагой «Цветы в вазе», «…», создают образцы рисунков в программе Microsoft Power Point (по кругу, по прямой линии, по диагонали, знакомятся с новыми технологиями работы с бумагой – изготовление модульных оригами, квиллинг, кусудама, объемная рамка, модели из гофрированной бумаги и т. д., осваивают поисковые системы Интернета в качестве предоставления творческих работ на федеральные конкурсы, пользуясь программами: MS Word, MS Power Point. Использование компьютера позволяет мне сэкономить время на разных этапах: рассматривание образцов, актуализация знаний, проверка самостоятельной работы, демонстрация творческих работ, мастер – классов. Этапы закрепления проводятся посредством ИКТ технологий. Таким образом, компьютерное пошаговое обучение воспитанника обусловливает получение необходимой информации по теме, восприятие индивидуально – личностного характера, что позволяет мне увидеть продвижение в творческом поиске каждого воспитанника. С помощью программно – методических комплексов я могу управлять коррекционно – развивающим процессом каждого воспитанника.

Информационно – коммуникационные технологии сочетаются на кружковых занятиях с технологиями :

педагогической мастерской построения знаний;

технологии исследования и проектирования;

здоровьесберегающими технологиями;

личностно ориентированными технологиями.

Отношение воспитанников к компьютеру я воспринимаю, как к инструменту для общения, самовыражения, творчества (составление презентаций по компьютеру, формированию умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладению навыками использования информационных технологий (презентации «Работы в технике «квиллинг», «Пасхальные мотивы», «Творчество в оригами»). Таким образом, повышение воспитательного воздействия посредством включения в творческую деятельность помогает воспитанникамс ОВЗ увеличить уровень внимания, памяти, пространственного воображения, восприятия, образного мышления, сообразительности.

Внедрение средств ИКТ в коррекционно – развивающую работу способствует осуществлению индивидуализации и дифференциации в работе с воспитанниками. Таким образом, использование мною метода конструктивного взаимодействия и взаимопонимания позволяет содержательно организовать досуг воспитанников. Разработанный мною проект «Творю на благо» способствует социализации воспитанников, интеллектуальному, сенсомоторному развитию через демонстрацию презентаций личностных результатов деятельности, что и позволяет судить о повышении информационной культуры воспитанников. Лично для меня данная работа делается с энтузиазмом, с верой в то, что значимо для меня, значимо и для других.

Решая вопрос о подтверждении повышения качества воспитательного процесса в результате применения информационных технологий, приведу пример начального описания эксперимента.

Известно, что сенсомоторные особенности человека являются одной из самых сложных функций его организма. Чтобы привлечь внимание проживающих к выполнению квиллинговой технологии, кружковые занятия проводились в кабинете компьютерных технологий 1 раз в месяц, где каждый проживающий имел возможность лично просматривать презентацию образцов и создавать свои неповторимые.

После изучения технологии по выполнению квиллинга, воспитанникам предлагается сенсомоторный тест на тему «Цветовосприятие». Для диагностики используется шкала цветового спектра. Главный программный модуль – «ЦВЕТ» – предназначен для визуального контроля за усвоением практического материала, выдачи воспитаннику индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в данных знаниях.

На первом этапе воспитанникам предлагается тестовая методика в режиме «Контроль», с целью выявления пробелов знаний сенсорных эталонов (цвет, форма, величина предметов). Тестовая методика помогает выявить затруднения у воспитанников в определении при подборе цветов. Используется всего 11 заданий:

1. Цвет:

Определение цвета

Определение оттенков

Определение теплых и холодных тонов

Контрастность (яркий, бледный)

2. Форма:

Называние формы предметов (тугая спираль, «глаз», капля, полумесяц, полукруг, свободная спираль, изогнутая капля, геометрические фигуры: ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, трапеция)

Подбор по одному признаку

Подбор по двум признакам

Подбор по трем признакам

Подбор по четырем признакам

3. Величина:

Определение объема фигуры (большой, средний, маленький)

Определение видовых величин (плоскостные, объемные)

По окончанию работы подсчитывается количество правильных ответов и сколько допущено ошибок, подсчет результат в процентном соотношении.

Публикации по теме:

Актуальность использования информационных коммуникационных технологий в сфере образования Актуальность использования информационных коммуникационных технологий в сфере образования В настоящее время, мы с вами, являемся свидетелями.

Построение информационного пространства в группе детского садаПостроение информационного пространства в группе детского сада Современное общество характеризуется высокой скоростью информатизации. Очень значимым сегодня становится сбор, накопление, обработка, хранение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательном процессе
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 12:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД