Светлана Даваева
Информационно-творческий проект «Степная красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : краткосрочный с 01.04.2013г. по 30.04.2013г. (1 месяц)
Предмет проекта : тюльпан
Цель проекта :
• Развитие познавательного интереса к природе через ознакомление с цветами;
• Закрепление представлений о художественном образе растений (тюльпана, воплощение его в своих работах).
Задачи проекта :
• Формировать чувство активного преобразователя, самостоятельность, смелость в процессе художественно-творческой деятельности;
• Расширять представления о жизни растения как живого существа;
Публикация «Информационно-творческий проект „Степная красавица“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
• Вызвать у детей интерес к конкретному объекту-цветку, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, чтение художественной литературы, «познание», «социализация», «коммуникация», «музыка».
Участники проекта :
• Дети старшей группы «Калинка» (5-6 лет 12 человек) МКДОУ «Колокольчик» с. Малые Дербеты Республика Калмыкия
• Воспитатели: Даваева С. С., Глуходедова Т. Н.
• Музыкальный руководитель Цыбанева В. Н.
• Родители воспитанников.
Содержание проекта : Проект представляет собой деятельность по развитию творческих способностей детей. В процессе изобразительной деятельности дети создают образ тюльпана в аппликации, рисовании, конструировании для этого в группе созданы условия и необходимые материалы. Параллельно с этим ведется работа по более детальному и углубленному ознакомлению с объектом (тюльпаном). Дети учатся «глубже» воспринимать такие виды искусства, как живопись, литература, музыка, декоративно-прикладное.
Распределение деятельности педагога и детей:
I этап (подготовительный) 01.04.2013г. -05.04.2013г.
II этап (основной) 08.04.2013г. -19.04.2013г.
III этап (заключительный) 22.04.2013г. -30.04.2013г.
Этапы реализации проекта :
I этап.
1. Ввод детей в проблемную ситуацию.
2. Формирование проблемы
3. Формулировка поставленных задач
- вход в проблему;
- обсуждение проблемной ситуации;
- принятие задач, внесение дополнений.
II этап. Организация деятельности детей:
- художественно-творческая;
- познавательно-речевая;
- игровая;
- совместная работа с родителями. Активное участие во всех видах запланированной деятельности.
III этап.
1. Организация выставки продуктов детской и взрослой творческой деятельности.
2. Проведение интегрированного занятия «Краски весны». Участие в подготовке и проведении занятия.
Критерии и показатели эффективности проекта :
1. Выраженность творческих проявлений в работах детей;
2. Умение выразительно передавать образ объекта (тюльпана) с типичными и индивидуальными признаками и особенностями в предметном, сюжетном и декоративном рисовании, аппликации, конструировании;
3. Эмоциональный отклик на содержание произведения искусства (живопись, литература, декоративно-прикладное, музыка);
4. Углубленность знаний и представлений об объекте, проявление познавательного интереса в повседневной жизни.
Итоги проекта :
Созданы условия и предпосылки для развития творческой деятельности и творческой самореализации.
Проявляют творческую активность при создании изобразительных работ, испытывают положительные эмоциональные чувства от деятельности и полученного результата.
Вызван интерес к конкретному объекту, имеют представление о:
- жизни растения как живого существа, строении функциях, назначении частей цветка;
- развитие цветка;
- влиянии неживой природы;
- изменении жизнедеятельности в разные времена года;
- экологически грамотном поведении в природе.
Заинтересованность родителей в развитии творческих способностей детей и создании совместных работ;
Выставка детских и совместных работ.
Актуальность:
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности.
Детское творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей является изобразительное искусство.
Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания образа ему необходимы, с одной стороны наличие отчетливых представлений об объекте изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме.
В среднем дошкольном возрасте, да и в старшей группе детского сада еще не достаточно овладев средствами изображения, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к художественной деятельности.
Чтобы дошкольник, испытывая радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, необходимо его обучить более детально, углубленно, длительнее и в тесном контакте с взрослыми (с родителями, педагогами).
Актуальность исследуемой мной темы определяется тем, что развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста проявляется в результате изобразительной деятельности и изучения национально-регионального компонента. Это знакомство с произведениями калмыцких поэтов, художников, композиторов, с декоративно-прикладным искусством.
Перспективное планирование работы по проекту
Раздел планирования.
I. Художественно-продуктивная деятельность
1. Интегрированное занятие «Тюльпан»
Цели:
- познакомить детей с историей происхождения садовых тюльпанов;
- расширить их кругозор, воспитывать любовь к природе;
- учить детей изготовлению цветов в стиле оригами;
- развивать глазомер, мелкую моторику рук.
2. Интегрированное занятие «Ваза с тюльпанами»
Цели:
- создавать условия для эстетического отношения детей к окружающему миру;
- совершенствовать технику вырезания деталей из сложенной вдвое бумаги;
- развивать умение составлять композицию, творческое воображение.
- воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам войны.
3. Рисование с натуры «Ваза с тюльпаном».
Цели:
- учить детей передавать в рисунке характерные особенности натуры: форму, строение и взаимное расположение частей объекта;
- закрепить навык аккуратного раскрашивания;
- развивать внимание, кругозор, память, словарный запас;
- воспитывать усидчивость, мотивацию к изобразительной деятельности, эстетический вкус.
4. Декоративное рисование на круге «Калмыцкий орнамент»
Цель:
- продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями калмыцких умельцев;
- учить составлять узоры, орнаменты в круге;
- развивать мышление, внимание, память, кругозор, словарный запас, зрительное восприятие;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к рисованию.
II. Музыкальное развитие
1. Песня «Бамб цецг» слова Н. Санджиева, музыка Т. Санджиевой
Цель: приобщение детей к национальной музыкальной культуре.
2. Танец с тюльпанами музыка Б. Б. Шурганова, постановка танцевальных движений В. Н. Цыбаневой.
Цель: Воспитание любви к природе, родному краю через музыкально-двигательную деятельность.
3. Интегрированное занятие развлечение «Краски Весны»
Цель: развивать воображение, творческие и музыкальные способности через синтез искусств.
Задачи:
- воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие детей, любовь и уважение к родному краю;
- познакомить детей с творчеством калмыцкого художника Г. О. Рокчинского, раскрыть сюжеты картин;
- активизировать словарный запас детей;
- закреплять умения ритмично и выразительно двигаться;
- вызвать желание передать красоту увиденного в коллективной работе.
III. Художественная литература:
1. Подбор и выставка художественной литературы о тюльпане;
2. Заучивание стихотворения В. Шуграевой «Бамб цецг»;
3. Чтение стихотворений, легенд, сказок о тюльпане.
4. Заучивание считалок, скороговорок, потешек, благопожеланий о тюльпане.
IV. Игровая деятельность
• Дидактические игры
1. Лото «Садовые цветы»
Цель: Учить детей различать весенние цветы от летних.
2. Лото «Узнай и назови»
Цель: Учить детей, отгадывая загадки на маленьких карточках, выкладывать их на большие.
3. «Собери по порядку»
Цель: Учить детей составлять последовательность роста тюльпана. Закрепить фазы жизненного цикла растения.
4. Домино «Цветы»
Цель: Учить детей играть в домино. Закрепить названия цветов. Воспитывать усидчивость и внимание.
5. «Мемо»
Цель: Учить находить пары цветам.
• Подвижные игры
1. «Тюльпаны»
Цель: Учить выполнять команды ведущего
2. «Садовник»
Цель: Закрепить название цветов. Упражнять в беге.
3. «Фея цветов»
Цель: Закрепить названия цветов, выполнять танцевальные движения
V. Природный мир
1. Первые цветы
Цель:
- уточнить и расширить представление о весенних цветах на клумбах (тюльпан, нарцисс);
- расширить словарь детей через речевые игры;
- учить видеть красоту цветущих растений;
- развивать речь, мелкую моторику рук;
- воспитывать бережное отношение к творениям природы.
2. Сравнение живого и искусственного тюльпанов.
Цель:
- учить сравнивать внешне одинаковые предметы, выделяя признаки живого и неживого;
- учить активно пользоваться словарем в обозначении предметов, их признаков и действий;
- упражнять в употреблении распространенных предложений;
- использовать прием моделирования;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
VI. Познавательно-тематические занятия.
Беседа «Встреча со степной красавицей»
Цель:
- познакомить детей с видами тюльпанов, растущих в калмыцкой степи, местами их обитания;
- закрепить знания о роли человека в сохранении тюльпана на Земле;
- показать детям какую значимую роль играет тюльпан для калмыцкого народа.
VII. Оформление альбома «Степная красавица»
VIII. Работа с родителями
1. Подбор иллюстраций, отрывок, фото, пословиц, загадок и стихотворений о тюльпане.
2. Экскурсия в степь в выходной день
Цель: Привитие интереса и любви к природе родного края развитие умения наблюдать за изменениями, которые посезонно происходят в живой и неживой природе. Устанавливать взаимосвязь этих изменений.
3. Консультация для родителей «Изображение тюльпана в народных орнаментах»
Цель: Расширить кругозор родителей, установить взаимосвязь педагог-родитель и родитель-педагог.
4. Сообщение на родительском собрании на тему «Развитие творчества у детей»
Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
5. Совместные творческие работы детей и родителей по теме «Тюльпан»
6. Организация Выставки работ выполненных в рамках проекта.
Приложения к проекту
Работы детей