Светлана Тютрина
Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Анализируя современную ситуацию в образовании, мы наблюдаем повышение требований к начальному обучению, актуализацию целого ряда психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. На современном этапе можно констатировать и изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.
Решение этой задачи представляет определенные трудности, особенно по отношению к дошкольникам, имеющим общее недоразвитие речи (ОНР).
Публикация «Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ» размещена в разделах
Известно, что полноценная речь ребёнка является непременным условием для его успешной социализации. С уровнем развития речи связана речевая готовность дошкольника к учебной деятельности. Речь является основным показателем сформированности познавательных процессов, детской психики, фактором успешного обучения, познания окружающего мира. По тому, как ребёнок говорит, как у него развита речь, мы можем судить не только о речевой среде, формирующей её, но и об общей развитости дошкольника, его психологической зрелости. Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития.
Поэтому наш педагогический коллектив считает, что современный педагог должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно и качественно оказывать помощь дошкольникам и родителям в реализации задач корригирующего обучения и воспитания, но и должен осуществлять поиск новых педагогических технологий, как предпосылок для эффективного обучения ребёнка в школе и успешной его социализации.
На протяжении ряда лет педагоги ДОУ включают в коррекционно-
образовательный процесс новые педагогические технологии, которые позволяют достигать более высоких результатов образовательной деятельности дошкольников:
• мультимедийные презентации;
• метод проекта
• авторское электронное пособие «В мире слов».
Мультимедийные презентации позволяют объединить текстовые данные, звук, графику и анимацию. Их применение объясняется многочисленными преимуществами, к которым относятся:
• Информационная емкость
Насыщенность содержанием в отличие от остальных способов представления информации.
• Компактность
Упрощение работы по предоставлению наглядности: избавление от трудоёмкого процесса изготовления наглядных пособий и определения места для их хранения. Рациональное использование времени при организации воспитательно – образовательного процесса.
• Доступность
Достоинства презентации в том, что ее просто сделать.
• Мобильность
Всё, что нужно для демонстрации – это носитель и компьютер.
• Интерактивность
Мультимедийные технологии способны изменяться и реагировать на действия пользователя. Всегда можно подробнее остановиться на той части материала, которую не усвоил ребёнок.
• Многофункциональность
Возможно многократное использование одной мультимедийной презентации, дополнение новыми текстовыми и графическими материалами, её модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа при организации образовательной деятельности дошкольников, для проведения открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, организации консультаций с родителями.
• Наглядность и эмоциональная привлекательность
Сочетание звуковых и визуальных образов, подбор доминирующих цветов создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Использование видеофрагментов в презентациях даёт возможность продемонстрировать динамичные процессы. Движение отдельных частей слайда в анимации привлекает внимание дошкольников. Всё вместе это обепечивает «аффектность» восприятия информации – изучаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений, что ведёт к подсознательному закреплению информации. Это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.
Благодаря использованию электронных мультимедийных презентаций, педагоги ДОУ достигают:
• повышения целенаправленности обучения;
• более высоких результатов воспитательно – образовательной работы;
• усиления мотивации и повышения интереса ребёнка;
• улучшения эмоционального состояния дошкольников.
Очевидной в настоящее время стала необходимость создания программно – методического обеспечения коррекционно – образовательной работы по развитию речи. Так появилось электронное пособие «В мире слов», которое предназначено для работы с детьми с общим недоразвитием речи и может быть использовано при проведении групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников.
Педагогами ДОУ данное электронное пособие применяется на различных этапах коррекционно – образовательной работы : диагностическом, этапе формирования лексико – грамматических категорий развития связной речи, контрольно – оценочном этапе.
Пособие позволяет мобильно выбрать лексическую и грамматическую тему, лингвистический материал, соответствующий возрастным, индивидуальным и речевым возможностям воспитанников. Представленные в пособии лексические темы соответствуют перспективному планированию воспитательно – образовательного процесса.
В процессе разработки компьютерно-опосредованной технологии «В мире слов» учитывались следующие критерии:
• соответствие лингвистического материала требованиям программы «Обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями»;
• доступность дошкольнику понятийного уровня программы;
• возможность изменения педагогом учебного материала в соответствии с уровнем речевого развития и возрастными особенностями воспитанников;
• возможность использования программы на различных этапах воспитательно - образовательной работы;
• наглядность представления информации на экране дисплея;
• доступность управления программой для пользователя.
Данной компьютерной технологии свойственно следующее:
1. Реализация принципа адаптивности: приспособление программы к индивидуальным особенностям ребенка.
2. Управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения.
3. Интерактивность и диалоговый характер обучения: программа обладает способностью "откликаться" на действия педагога и ребёнка; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
4. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
5. Поддержание в ребёнке состояния психологического комфорта на занятии.
6. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложение сколько угодно велики.
Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать воздействия по преодолению недостатков речи детей по следующим составляющим:
• в зависимости от структуры речевого дефекта, уровня знаний и умений ребенка;
• в зависимости от психологических и физиологических особенностей воспитанников предоставляется:
возможность осуществления индивидуальной стратегии обучения;
может быть задан индивидуальный объем и глубина изучения материала;
возможность определения оптимального темпа предъявления материала;
выбор нужной последовательности и логики представления информационных, демонстрационных и контрольных элементов занятия.
Использование компьютерной программы «В мире слов» это путь к интеллектуализации ребёнка, помощь в диагностике речевого развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с речевыми нарушениями и положительного эмоционального фона. Она способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.
Таким образом, применение новейших технологий позволяет :
• осуществлять индивидуализацию обучения,
• объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов,
• решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольного возраста деятельность – игру,
• добиваться высоких результатов воспитательно – образовательного процесса.
Систематическое использование электронных мультимедиа обучающих программ и метода проекта в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает эффективность обучения детей, имеющих нарушения речи, так как опирается на чувственные образы ребёнка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным; повышает общий эмоциональный фон. Мы наблюдаем качественное усиление результата образования и воспитания, вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.