Елена Спиричева
Информационный проект для детей старшего дошкольного возраста «Сокольский край люби, знай и сохраняй»
▼ Скачать + Заказать документы
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
У каждого человека есть своя малая Родина. Это место где он родился,где прошло его детство. Яркие впечатления о родной природе,об истории родного края,полученные в детстве,остаются в памяти человека на всю жизнь.
Публикация «Информационный проект для детей старшего дошкольного возраста „Сокольский край люби, знай и сохраняй“» размещена в разделах
Нам сокольчанам повезло!Наш поселок расположен на берегу великой русской реки Волга и окружен лесными массивами. В XIX веке здесь находилось имение графов Мусиных-Пушкиных. Мы живем в таком богатом крае,но так мало знаем о нем. Наш поселок небольшой,но он тоже вносит определенный вклад в процветание нашей Родины. Мне хочется,чтобы маленькие жители Сокольского гордились своей малой родиной. Так был разработан проект «Сокольский край люби, знай и сохраняй», предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта - к совместному планированию и реализации намеченного.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети, подготовительный группы, родители воспитанников, педагоги группы, муз. руководитель.
Сроки реализации: в течении года.
Основное направление: социально- личностное развитие ребенка дошкольного возраста.
Цель:
Создать условия направленные:
-на развитие нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста,
- на раскрытие творческих и интеллектуальных способностей, ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи:
1. Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении.
2. Обогатить знания детей об истории родного посёлка и края. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, в названии улиц и деревень)
3. Дать представления о роли родного поселка и края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязи и значением для жизни поселка.
4. Формировать начало экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Сокольского края.
5. Развивать творческие способности детей в продуктивной, музыкально- театральной деятельности.
Основные формы реализации проекта:
1. Работа с детьми: тематические занятия (знакомство с прошлым и настоящим поселка, его природой, предприятиями, известными людьми); праздники и развлечения (День матери, Покровские посиделки, День пожилых людей, День защитника Отечества, День Победы, День семьи); продуктивная деятельность (русская горница, выставки: детского рисунка, поделок из теста); экскурсия (по улицам поселка, к Волге, к памятникам, на предприятия). Приложение №1
2. Работа с музеем: по совместному плану (экспозиции, выставки, тематические встречи).
3. Работа с педагогами ДОУ: (консультации, отчет о проделанной работе)
4. Работа с родителями: привлечения к изготовлению народных костюмов, составлению, генеалогического древа, семейного герба, к совместному проведению праздников и развлечений.
Этапы работы.
1. Подготовительный (разработка проекта):
•Подбор и изучение методической литературы по данной мере.
•Подбор и изучение художественно- публицистической литературы о истории возникновения Сокольского района.
•Подбор художественной литературы.
•Оформление предметно- развивающей среды групповой комнаты с широким использованием элементов народного творчества.
•Составление плана работы с Сокольским народным краеведческим музеем.
•Составление плана работы с родителями.
•Анкетирование родителей с целью выявление знаний о прошлом и настоящем родного поселка и их желания узнать еще больше об истории возникновения и развития Сокольского района.
•Экспертиза знаний детей истории поселка.
2. Основной (выполнение проекта):
•План мероприятий с детьми (приложение №1)
•План работы с родителями.
•План работы с Сокольским народным краеведческим музеем.
•Консультация для педагогов.
•Консультация для родителей.
3. Заключительный (итоговый):
•Итоговое занятие- викторина «Мы- сокольчане!»
•Диагностика знаний детей по данной теме.
•Отчет о выполненной работе по проекту на педсовете.
План мероприятий с детьми (приложение №1)
Сентябрь.
«Я и вся моя семья».
«Любимое занятие моей семьи»-беседа с детьми о домашних обязанностях, традициях семьи. Разгадывание ребуса «7я». Построение генеалогического древа. Рисование на тему «Моя семья». Лепка (тесто- пластика) домашней утвари и угощений для сюжетно- ролевых игр. Изготовление подарков к Дню пожилых людей. Выступление с концертом в доме милосердия.
"Поселок мой-жемчужина России".
Рассказ воспитателя об истории возникновения поселка, местоположение различные версии происхождения названия. Экскурсии и целевые прогулки по поселку и к берегу Волги. Изготовление панно- аппликации «Герб поселка». Рисование на тему "Сокольское. Как все начиналось".
Октябрь.
«Хлеб всему голова».
Беседа с детьми о сельхоз- работах. Орудия труда сейчас и в далеком прошлом поселка. Расширение знаний о профессиях на селе.
Лепка (тесто- пластика) коллективного панно «Хлеб всему голова». Экскурсия на предприятие «Сок. хлебозавод». Экскурсия в музей.
"Чудо-русская изба".
Знакомство детей с образом жизни древних славян, с условиями их быта. Рассматривание домашней утвари, одежды, игрушек.
Посещение народного краеведческого музея. Изготовление мини- макета «Русская изба». Лепка домашней утвари.
Ноябрь.
"Куклы наших бабушек".
Знакомство детей с народной игрушкой, рассматривание русской народной одежды. Знакомство с историей русского костюма, техникой изготовления его деталей и атрибутов.
Изготовление тряпичных кукол для игр и театрализованной деятельности, оформление сундучка бабушки Клавы.
"Путешествие в страну фольклора".
Расширить и закрепить знания о жанрах русского народного творчества; познакомить с характерными чертами русского фольклора; воспитать интерес к культурному наследия своего народа.
Использование считалок в подвижных играх. Рисование на тему «Небылицы в лицах». Показ кукольного спектакля для малышей «Ладушки» с использованием тряпичных кукол.
Декабрь.
«Известные люди земли Сокольской».
Встречи со знаменитыми земляками которые своим трудом способствуют процветанию поселка, воспевают его красоту в стихах, песнях, картинах; воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.
Целевая прогулка к почетной доске «Известные люди земли Сокольской». Разучивание песен и стихов местных поэтов.
"Новогодние хлопоты".
Беседа о новогодних праздниках, символах нового года, семейных обычаях связанных с этим праздником.
Оформление группы к празднику. Зимние постройки из снега. Развлечение «Чудо- валенки»(украшают родители). Экскурсия к центральной елке поселка.
Январь.
«Сокольское сегодня- завтра».
Расширить знания детей о социально значимых объектах поселка, его благоустройстве, транспорте, новостройках.
Рисование на тему «Поселок будущего». Экскурсии к новостройкам.
Февраль.
«Сильны и могучи богатыри славной Руси».
Беседа о характере богатырей Руси и защитниках Родины. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский наши земляки. Просмотр видеофильмов «Защитники отечества». Изготовление подарков папам и дедушкам.
«Современные герои наши земляки».
Встреча с воинами интернационалистами. Рассказ участников боевых сражений в Чечне.
Целевая прогулка к мемориалу памяти воинам интернационалистам, возложение цветов. Спортивное развлечение «Вместе с папой».
Март.
«Мама солнышко моё».
Мама- самое прекрасное слово на земле (беседа). Составление рассказа на тему «Моя мама лучше всех». Игра «Вручи маме подарок».
Изготовление подарков для мам и бабушек. Фотовыставка «Моя мама». Рисование на темы «Мама дома», «Мама на работе».
«Сокольское- рабочий мой поселок.»
Расширить представление детей о предприятиях поселка, о людях труда; показать как их слаженная работа влияет на развитие и процветание поселка и всей страны.
Целевая прогулка на предприятие «Сок. судоверфь», экскурсия на швейную фабрику.
Апрель.
«Природа Сокольского края».
Уточнить знание детей о животном и растительном мире Сокольского края. Красная книга Сокольского, заповедные места. Викторина «Жалобная книга». Составление фотоальбома «Я и природа», изготовление и распространение плакатов экологического содержания. Акция «Поможем птицам»(изготовление родителями скворечников).
«Тайны и легенды Сокольского края».
Познакомить детей с тайной озера Текун.
Выставка детских рисунков «Загадочное озеро».
Май.
«Спасибо деду за победу».
Расширить знание детей о подвиге наших земляков в годы ВОВ. Воспитать патриотические чувства.
Экскурсия в «Парк Победы» к вечному огню. Возложение цветов. Рисование «День Победы».
«Мы- сокольчане».
Итоговое занятие- викторина, обобщить и систематизировать знания детей о родном крае и поселке.
Разгадывание кроссвордов, выставки детских рисунков, фотовыставки.
Достигнутые результаты:
В процессе работы по проекту дети лучше узнали свой поселок. Его удивительная история и красота стали понятны и интересны им. В результате у детей повысилась мыслительная активность, они стали задавать больше вопросов, самостоятельно находить на них ответы. Работа по проекту способствовала умственному развитию дошкольников, они стали лучше анализировать, сравнивать, обобщать то, что видели и узнавали об окружающей жизни.
Расширились знания детей о природе, родного края и ее богатстве и разнообразии. Появилось желание заботиться о ней и оберегать.
Любовь детей к малой Родине проявлялась в беседах, рассказах, рисунках, творческих работах. От детей любовь и интерес передался родителям. Родители стали проявлять большую активность в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей. С желание оказывали помощь и поддержку воспитателям в работе по данному направлению. У них появился собственный интерес и желание узнать больше о родном крае.
Экскурсии по поселку.
В Сокольском краеведческом музее.
В детской библиотеке.
Мини-макет "Русская изба".
Альбомы оформленные в ходе проекта.
Подарки ветеранам.