Папки-передвижки

Инклюзивное образование — процесс совместного воспитания и обучения воспитанников ДОУ

Иванова Светлана
Инклюзивное образование — процесс совместного воспитания и обучения воспитанников ДОУ

Инклюзивное образование — процесс совместного воспитания и обучения воспитанников ДОУ

Создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач развития и совершенствования системы дошкольного образования в России. Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения создает все условия для того, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя счастливыми и были успешными в жизни.

Публикация «Инклюзивное образование — процесс совместного воспитания и обучения воспитанников ДОУ» размещена в разделах

С 2004 года в нашем ДОУ наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует группы компенсирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями – тяжелым нарушением речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР). Также наш детский сад посещают два ребенка-инвалида с диагнозами: детский церебральный паралич и гидроцефалия. Одно из направлений работы детского сада – это комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: создание условий для успешной интеграции детей с нарушением развития среди нормально-развивающихся сверстников; развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; подготовка к школьному обучению; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка. Нами была разработана психолого-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ. В основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа педагогов (учителей-логопедов, учителя-дефектолога, педагога-психолога, специалистов по физическому и музыкальному развитию, воспитателей) и совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких нарушений. Во время проведения совместных коррекционно-развивающих занятий специалисты используют психокоррекционные технологии: изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, трудотерапия, психогимнастика, которые дают положительный результат. Педагогами был разработан и реализуется проект «По дорогам сказок», где принимали участие все дети. Проект направлен на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. Основа занятия – театрализованные игры, которые представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (потешки, сказки, рассказы). Данный подход, полезен не только в воспитании и обучении детей-инвалидов, но и здоровых детей, у которых воспитывается толерантность при общении с более слабым, менее способным сверстником, приобретается жизненно важный нравственный опыт: развитие таких нравственных качеств как заботливость, доброжелательность, внимательность, сострадание, сопереживание, взаимопомощь. Для более эффективной работы используем «Алгоритм действий с детьми с ОВЗ, посещающих ДОУ»

Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса

Воспитатели Специалисты Администрация ДОУ Медработник ДОУ

Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ (ПМПк ДОУ) Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями). Первичные встречи, беседы, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с диагнозом в организации питания, организации режимных моментов в детском саду и дома.

Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ

Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ.

Создание условий для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в учреждении.

Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Проведение промежуточного мониторинга, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности.

Составление графика приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ.

Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Итоговый мониторинг различных сфер развития ребенка с ОВЗ.

Итоговая встреча с родителями (законными представителями, определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации).

Эффективным средством реализации образовательной инклюзии является внедрение инновационных форм работы с родителями: организован родительский клуб «Коррекционная мозаика», (2006г.). Клуб создан с целью расширения возможности вовлечения родителей всех детей, посещающих ДОУ в образовательное пространство, обучения их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей, толерантности, проведения просветительской работы с семьями. В рамках клуба родительские собрания проводятся в форме : круглых столов «Новый мир для ребенка», «Здравствуй, малыш»; педагогической гостиной «Доверие». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, что помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Совместно с детьми и родителями специалисты проводят Дни игр: «Что я умею», «Моя любимая игрушка», «Мое настроение», это дает детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми. С большой радостью и нетерпением ждут дети совместных праздников, конкурсов, развлечений с участием родителей. Ежегодно проводится День открытых дверей, посвященный Международному дню инвалидов. Во время таких встреч родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, и это даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». В детском саду проводится работа по социализации особых детей. Педагоги активно привлекают детей с ОВЗ и их родителей к участию в различных конкурсах детского творчества: Благотворительное мероприятие «Мастерская деда Мороза» в рамках проекта «Радость жизни» - (2010г., 7-ой Международный детский (юношеский) конкурс «Звёзды в защиту животных!» при поддержке Департамента образования г. Москвы - (2011г., Международном конкурсе детской рукописной книги «Радужные страницы детства», (2012г., районная выставка декоративно-прикладного творчества «Мир моих увлечений!», (2013г.).

Также в своей работе мы стараемся привлекать детей с ОВЗ, обучающихся на дому, применяя модель частичной интеграции. С огромной радостью дети и их родители посещают детские праздники в ДОУ: «Мы рады встрече с Вами», музыкально-поэтическую гостиную «Все для тебя, родная.», «День добрых дел». Родители данной категории детей посещают «Консультационный центр ДОУ» и получают коррекционно - педагогическую помощь. В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. А самое главное родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.

В результате реализации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии у детей при переходе в школу сформирована аналитико-синтетическая деятельность, произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация. Мы уверенны, что наши воспитанники безболезненно войдут в незнакомый социум, и будут чувствовать себя в нем комфортно. Считаем, что такая работа необходима.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Проект организации педагогического процесса по внедрению инновационной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образование — процесс совместного воспитания и обучения воспитанников ДОУ
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 19:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД