Иванова Светлана
Инклюзивное образование — процесс совместного воспитания и обучения воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование — процесс совместного воспитания и обучения воспитанников ДОУ
Создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач развития и совершенствования системы дошкольного образования в России. Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения создает все условия для того, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя счастливыми и были успешными в жизни.
Публикация «Инклюзивное образование — процесс совместного воспитания и обучения воспитанников ДОУ» размещена в разделах
С 2004 года в нашем ДОУ наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует группы компенсирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями – тяжелым нарушением речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР). Также наш детский сад посещают два ребенка-инвалида с диагнозами: детский церебральный паралич и гидроцефалия. Одно из направлений работы детского сада – это комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: создание условий для успешной интеграции детей с нарушением развития среди нормально-развивающихся сверстников; развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; подготовка к школьному обучению; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка. Нами была разработана психолого-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ. В основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа педагогов (учителей-логопедов, учителя-дефектолога, педагога-психолога, специалистов по физическому и музыкальному развитию, воспитателей) и совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких нарушений. Во время проведения совместных коррекционно-развивающих занятий специалисты используют психокоррекционные технологии: изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, трудотерапия, психогимнастика, которые дают положительный результат. Педагогами был разработан и реализуется проект «По дорогам сказок», где принимали участие все дети. Проект направлен на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. Основа занятия – театрализованные игры, которые представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (потешки, сказки, рассказы). Данный подход, полезен не только в воспитании и обучении детей-инвалидов, но и здоровых детей, у которых воспитывается толерантность при общении с более слабым, менее способным сверстником, приобретается жизненно важный нравственный опыт: развитие таких нравственных качеств как заботливость, доброжелательность, внимательность, сострадание, сопереживание, взаимопомощь. Для более эффективной работы используем «Алгоритм действий с детьми с ОВЗ, посещающих ДОУ»
Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
Воспитатели Специалисты Администрация ДОУ Медработник ДОУ
Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ (ПМПк ДОУ) Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями). Первичные встречи, беседы, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с диагнозом в организации питания, организации режимных моментов в детском саду и дома.
Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ
Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ.
Создание условий для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в учреждении.
Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Проведение промежуточного мониторинга, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности.
Составление графика приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ.
Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
Итоговый мониторинг различных сфер развития ребенка с ОВЗ.
Итоговая встреча с родителями (законными представителями, определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации).
Эффективным средством реализации образовательной инклюзии является внедрение инновационных форм работы с родителями: организован родительский клуб «Коррекционная мозаика», (2006г.). Клуб создан с целью расширения возможности вовлечения родителей всех детей, посещающих ДОУ в образовательное пространство, обучения их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей, толерантности, проведения просветительской работы с семьями. В рамках клуба родительские собрания проводятся в форме : круглых столов «Новый мир для ребенка», «Здравствуй, малыш»; педагогической гостиной «Доверие». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, что помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Совместно с детьми и родителями специалисты проводят Дни игр: «Что я умею», «Моя любимая игрушка», «Мое настроение», это дает детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми. С большой радостью и нетерпением ждут дети совместных праздников, конкурсов, развлечений с участием родителей. Ежегодно проводится День открытых дверей, посвященный Международному дню инвалидов. Во время таких встреч родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, и это даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». В детском саду проводится работа по социализации особых детей. Педагоги активно привлекают детей с ОВЗ и их родителей к участию в различных конкурсах детского творчества: Благотворительное мероприятие «Мастерская деда Мороза» в рамках проекта «Радость жизни» - (2010г., 7-ой Международный детский (юношеский) конкурс «Звёзды в защиту животных!» при поддержке Департамента образования г. Москвы - (2011г., Международном конкурсе детской рукописной книги «Радужные страницы детства», (2012г., районная выставка декоративно-прикладного творчества «Мир моих увлечений!», (2013г.).
Также в своей работе мы стараемся привлекать детей с ОВЗ, обучающихся на дому, применяя модель частичной интеграции. С огромной радостью дети и их родители посещают детские праздники в ДОУ: «Мы рады встрече с Вами», музыкально-поэтическую гостиную «Все для тебя, родная.», «День добрых дел». Родители данной категории детей посещают «Консультационный центр ДОУ» и получают коррекционно - педагогическую помощь. В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. А самое главное родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.
В результате реализации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии у детей при переходе в школу сформирована аналитико-синтетическая деятельность, произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация. Мы уверенны, что наши воспитанники безболезненно войдут в незнакомый социум, и будут чувствовать себя в нем комфортно. Считаем, что такая работа необходима.