Татьяна Рябова
Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей в ДОУ «Минутки безопасности».
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Публикация «Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей в ДОУ „Минутки безопасности“,» размещена в разделах
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
В наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста», наш детский сад не стал исключением. Одним из приоритетных направлений работы МДОАУ «Родничок» была и остается работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания. Эта проблема весьма актуальна, ведь от нее может зависеть здоровье и жизнь самого дорогого - наших детей.
У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.
А мы взрослые очень заняты, надеясь, что с моим ребенком это не произойдет. А опасность может поджидать малыша на каждом шагу. Но не надо учить ребенка бояться.
Мы поставили перед собой задачу дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить как правильно, осознанно действовать в той или иной ситуации. Помочь дошкольникам и объяснить родителям, как научить ребенка овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в общественных местах; развить у детей самостоятельность, умение анализировать свое и чужое поведение.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Мы предлагаем проводить «Минутки безопасности» в детском саду и дома.
Почему «минутки»? Потому что взрослый может ознакомить с её содержанием, в то время когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой, готовя ужин. «Минутка» найдется у каждого, даже самого занятого родителя. «Минутка» это капля в море спокойствия за безопасность вашего ребенка. Таким образом, ребенок учиться правильно поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.
Цель «минутки»
- повлиять на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь, а также бережного отношения к своему здоровью.
Мы предлагаем разделить темы по 3 направлениям:
«Безопасное движение».
«Безопасное поведение в быту».
«Расту здоровым».
Как сделать так чтобы минутки не превратились в короткие нравоучения что можно, а чего нельзя. Для этой цели при проведении «минутки» нельзя ориентироваться только на напоминания, построение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы, не столько «что», сколько «почему», или разбирая конкретный случай с ребенком на улице и дома.
Для этого мы подбираем разнообразные формы взаимодействия с детьми, обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В работе предлагаем использовать различные методы, включая:
* Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
* Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
* Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
* Применение видеоматериалов;
* Беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
* Метод моделирования ситуаций;
* Опыты и эксперименты;
* Придумывание сказок на разные темы;
Интегрированный принцип в разработке инновационной формы работы даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Общими задачами выступают:
- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;
2. Идея и цель.
Актуальность: Создание и разработка новых эффективных форм совместной здоровьесберегающей деятельности с детьми.
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Задачи:
- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- формировать представление дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях;
- учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
- развивать у детей самостоятельность и ответственность;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;
- познакомить родителей с новыми формами проведения минуток безопасности.
Формы организации минуток безопасности по формированию основ безопасности жизнедеятельности :
Игровые тренинги, эксперименты и опыты, моделирование ситуаций, лимерики, синквейны,использование художественной литературы, решение проблемных ситуаций, игры (речевые, подвижные, потешные).
Содержание «Минуток безопасности» по разделам:
Безопасное движение Безопасность дома Расту здоровым
Игровое задание
«Говорящие знаки». Игра-тренинг: «Тебя взяли на руки и несут в машину»
Телефонная игра «Звонок в «Скорую помощь»
Этюд «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход» Потешная игра «Самый голосистый». Ядовитые ягоды и грибы. Игра «Съедобное- несъедобное»
Подвижная игра (с крышками) «Красный, желтый, зеленый». Проигрывание ситуаций:
- в доме возник пожар. Почему нельзя украшать елку свечами?»
Заучивание пословиц:
«Огонь тушат, пока не разгорелся», «Солома с огнем не дружит», «Огонь без дыма не бывает». Как только огонь «Одевайся по погоде»
Игра-эксперимент «Одень летом теплые сапоги»
Дыхательное упражнение «Ветер»
Сочинение лимериков на тему: «Правила дорожного движения» Речевая игра «Пожароопасные предметы». Метод сравнения. «Огонь это хорошо или огонь это плохо».
Опыт со свечой «Бродячие собаки»
Сочинение сказки «Почему собака стала бродячей»
Составление синквейнов на тему: «Транспорт», «Светофор», «Пешеход». Моделирование ситуаций «Найди дорогу домой»
«Подай, ножницы, карандаш» «Бездомные кошки»
Выучите правило: «У дорог играть опасно». Игра «Так- не так»(опасные- не опасные предметы). Составление гербария «Лекарственные растения»
Составление коллажа «Участники дорожного движения» Практикум «Если ты поранил палец» Лекарства дома.
Моделирование ситуации «Каждой вещи —своё место».
Правила поведения в общественном транспорте.
Проигрывание ситуаций. Творческая игра «Автобус» Составление телефонной книги родных и близких Солнце может навредить.
Эксперимент «Запеченное яблоко»
Специальный транспорт.
Наблюдение, решение проблемных ситуаций. Ситуативный разговор об электроприборах. Польза и опасность. Беседа - рассуждение на тему «Опасность – электричество!» Эксперимент «Фильтрование воды»
Сюжетная игра
«Сдача экзамена на право управления велосипедом» Моделирование ситуации «Тебя угощает конфетой незнакомый человек». Словесная игра «Так или не так».
- Я буду произносить фразу, и если вы считаете, что я говорю правильно, хлопните в ладоши. Если вы со мной не согласны, сидите тихо.
Игра «Звуки улицы». Составление справочника экстренных служб. Ручной труд
«Шапочка от солнца»
Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Мы направляем деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам образовательной работы в детском саду, создаем в детском саду условия для повышения компетентности родителей в области воспитания, знакомим родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. С целью информирования родителей мы провели родительское собрания на тему «Обучение детей навыкам безопасного поведения», стимулируем их активное участие в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации, распространяем буклеты, проводим анкетирование. Необходимо направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Заключение
Разрабатывая «Минутки безопасности» мы учли психологические закономерности развития старшего дошкольника, использовали разнообразные методы и приемы. Основная цель «Минуток» обратить внимание родителей на тему безопасности детей, и
если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями, мы сможем сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Стоит согласиться со словами К. Д. Ушинского, который писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».