виктория кузнецова
Инновационные методы воспитания правильного произношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение во всех регионах Российской Федерации.
В игре как ведущей деятельности дошкольника создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Когда я работаю с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Результаты моей работы не всегда проявляютя быстро, однако, как показывает мой опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что возможным оказывается выполнение разных видов упражнений, которые раньше были недоступны.
Публикация «Инновационные методы воспитания правильного произношения у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В своей работе я не ограничиваюсь одним направлением, потому что у детей с нарушениями речи имеется повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, поэтому приходится менять виды наглядной деятельности.
Я большое внимание уделяю оригинальным наглядным пособиям, звуковым подвижным играм, обязательно с атрибутами, нетрадиционным приёмам работы с чистоговорками и особое внимание уделяю логосказкам, потому что именно на них получаю наиболее эмоциональный отклик детей.
Но начну по порядку: предлагаю вниманию коллег оригинальное пособие, предназначенное для развития мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, ритмического восприятия. Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я разработала дидактическое пособие. Это занимательный персонаж-мягкая игрушка «Крыска-Лариска». Использую пособие для знакомства детей с «органами речи». Ребёнок может надеть её на руку, другой рукой открыть, закрыть рот игрушки, потрогать зубки, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка. (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики «крыска» «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: малыш прикрепляет язык во рту крыски, застёгивает и расстегивает пуговицы, пристраивает кончик языка за верхние зубки, указательным пальцем руки придаёт язык форму чашечки.
Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм «капризные» звуки начинают слушаться, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка. Дети, с которыми я работаю очень любят играть в речевые игры. Я придумываю им разные образы и с помощью звуковых шапочек они превращается в животных, насекомых, птиц.
Не могу не поделиться своими приёмами работы с чистоговорками.
Чистоговорки являются замечательными помощниками малышам в выработке автоматизма звуков, которые дети уже научились произносить. Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки используются для развития словарного запаса и чувства ритма. Как работать с чистоговорками? Здесь даю волю фантазии! Использую их в игре с игрушкой (тавтологии не избежать, повторяю, как считалочки. Полезно будет попросить ребёнка придумать чистоговорку на заданный звук и нарисовать её. Чистоговорки предназначены для отработки чёткой дикции. Отработка чистого, ясного, членораздельного произношения сопровождается многократным повторением фраз.
Учу ребёнка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией с целью автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.
Призносим чистоговорку голосом, разным по тембру, чтобы автоматизировать звук в словах и фразе учить проговаривать фразу с необходимым тембром голоса.
Играем с чистоговорками с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Показываю маску или куклу (например, лису) и говорю чистоговорку так, как бы её сказала лиса. Потом прошу ребёнка повторить чистоговорку за лисой.
Любую чистоговорку можно пропеть, подобрав к ней подходящую мелодию, как:
-частушку;
-детскую песню;
-эстрадную песню;
-романс;
-колыбельную;
-в стиле рэп и т. д.
Ребенок вместе со мной прохлопывает все слоги чистоговорки так,чтобы на один слог приходился один хлопок. Этим приёмом я не только помогаю ребёнку автоматизировать звуки, но и учу делению слов на слоги.
Произносим каждую из них не спеша, отчётливо и без запинок. Регулярное использование чистоговорок позволяет добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков и полностью (или частично) избавиться от «каши во рту». Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи.
Ну и конечно какое детство без сказок. В своей работе я большое внимание уделяю логопедическим сказкам.
Логосказки-это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Я использую логосказки как целое занятие, часть занятия и как дидактическую игру, потому что они разнообразны: артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические. Я чаще всего обращаюсь к артикуляционным сказкам. Потому что сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать мою работу по формированию правильного звукопроизношения у детей. Ведь не для кого не секрет, что артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. У детей особый интерес вызывают «Сказки о весёлом язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Каждая сказка ориентирована на определённую лексическую тему, что очень удобно для повседневной работы с детьми. Я использую артикуляционные сказки как в начале, так и в конце занятия.
Они позволяют мне активизировать внимание детей, воспитывать усидчивость и терпеливость.
Я надеюсь, что опыт моей работы заинтересует вас и окажется востребованным в практической деятельности воспитателей.