Лучший педагог года

Инновационные методы воспитания правильного произношения у дошкольников

виктория кузнецова
Инновационные методы воспитания правильного произношения у дошкольников

Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение во всех регионах Российской Федерации.

В игре как ведущей деятельности дошкольника создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Когда я работаю с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Результаты моей работы не всегда проявляютя быстро, однако, как показывает мой опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что возможным оказывается выполнение разных видов упражнений, которые раньше были недоступны.

Публикация «Инновационные методы воспитания правильного произношения у дошкольников» размещена в разделах

В своей работе я не ограничиваюсь одним направлением, потому что у детей с нарушениями речи имеется повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, поэтому приходится менять виды наглядной деятельности.

Я большое внимание уделяю оригинальным наглядным пособиям, звуковым подвижным играм, обязательно с атрибутами, нетрадиционным приёмам работы с чистоговорками и особое внимание уделяю логосказкам, потому что именно на них получаю наиболее эмоциональный отклик детей.

Но начну по порядку: предлагаю вниманию коллег оригинальное пособие, предназначенное для развития мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, ритмического восприятия. Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я разработала дидактическое пособие. Это занимательный персонаж-мягкая игрушка «Крыска-Лариска». Использую пособие для знакомства детей с «органами речи». Ребёнок может надеть её на руку, другой рукой открыть, закрыть рот игрушки, потрогать зубки, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка. (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики «крыска» «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: малыш прикрепляет язык во рту крыски, застёгивает и расстегивает пуговицы, пристраивает кончик языка за верхние зубки, указательным пальцем руки придаёт язык форму чашечки.

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм «капризные» звуки начинают слушаться, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка. Дети, с которыми я работаю очень любят играть в речевые игры. Я придумываю им разные образы и с помощью звуковых шапочек они превращается в животных, насекомых, птиц.

Не могу не поделиться своими приёмами работы с чистоговорками.

Чистоговорки являются замечательными помощниками малышам в выработке автоматизма звуков, которые дети уже научились произносить. Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки используются для развития словарного запаса и чувства ритма. Как работать с чистоговорками? Здесь даю волю фантазии! Использую их в игре с игрушкой (тавтологии не избежать, повторяю, как считалочки. Полезно будет попросить ребёнка придумать чистоговорку на заданный звук и нарисовать её. Чистоговорки предназначены для отработки чёткой дикции. Отработка чистого, ясного, членораздельного произношения сопровождается многократным повторением фраз.

Учу ребёнка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией с целью автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.

Призносим чистоговорку голосом, разным по тембру, чтобы автоматизировать звук в словах и фразе учить проговаривать фразу с необходимым тембром голоса.

Играем с чистоговорками с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Показываю маску или куклу (например, лису) и говорю чистоговорку так, как бы её сказала лиса. Потом прошу ребёнка повторить чистоговорку за лисой.

Любую чистоговорку можно пропеть, подобрав к ней подходящую мелодию, как:

-частушку;

-детскую песню;

-эстрадную песню;

-романс;

-колыбельную;

-в стиле рэп и т. д.

Ребенок вместе со мной прохлопывает все слоги чистоговорки так,чтобы на один слог приходился один хлопок. Этим приёмом я не только помогаю ребёнку автоматизировать звуки, но и учу делению слов на слоги.

Произносим каждую из них не спеша, отчётливо и без запинок. Регулярное использование чистоговорок позволяет добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков и полностью (или частично) избавиться от «каши во рту». Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи.

Ну и конечно какое детство без сказок. В своей работе я большое внимание уделяю логопедическим сказкам.

Логосказки-это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Я использую логосказки как целое занятие, часть занятия и как дидактическую игру, потому что они разнообразны: артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические. Я чаще всего обращаюсь к артикуляционным сказкам. Потому что сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать мою работу по формированию правильного звукопроизношения у детей. Ведь не для кого не секрет, что артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. У детей особый интерес вызывают «Сказки о весёлом язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Каждая сказка ориентирована на определённую лексическую тему, что очень удобно для повседневной работы с детьми. Я использую артикуляционные сказки как в начале, так и в конце занятия.

Они позволяют мне активизировать внимание детей, воспитывать усидчивость и терпеливость.

Я надеюсь, что опыт моей работы заинтересует вас и окажется востребованным в практической деятельности воспитателей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему.

Оформление детских садов. Уголок настроения.Оформление детских садов. Уголок настроения. Вот так у нас в детском саду оформлена приемнаая, группа и туалетная комната. Возраст детей в данной группе 2.5 -3 года. Поэтому,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы воспитания правильного произношения у дошкольников
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 10:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД