Юлия Соловьева (Соколова)
Инновационные технологии в области «Физическая культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ОО - это и является актуализацией моего педагогического опыта.
Публикация «Инновационные технологии в области „Физическая культура“» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Ключевым теоретическим положением, на основании которого базируется мой опыт работы в рамках обозначенной проблемы, является инновационные технологии обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в области физическая культура и создающие основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанников новых знаний, умений, компетенций, что требует применения таких технологий, как (ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ)
- технология проектной деятельности
- технология проблемного обучения (организация учебно-исследовательской деятельности)
- технология уровневой дифференциации
- технология обучения на основе учебных ситуаций
- технология сотрудничества
- технология развития критического мышления
- технология проблемно-диалогового обучения.
В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
ИСХОДЯ ИЗ АКТУАЛИЗАЦИИ БЫЛА ОПРЕДЕЛЕНА Цель моей работы: повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения детей, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
• выявить способы привлечения воспитанников и их родителей в образовательный процесс с использованием инновационных технологий.
• изучить, обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий в области физическая культура.
• Выявить роль и значение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
• Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий в образовательном процессе;
• Формировать у детей и их родителей привычку к ЗОЖ под средством инновационных технологии.
Ведущая педагогическая идея опыта
заключается в том, что работа по физическому развитию детей с использованием вышеперечисленных инновационных технологий будет способствовать повышению вовлечения родителей в образовательный процесс,
здоровье детей будет сохраняться, и укрепляться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии использования инновационных технологий.
Моя работа строилась в несколько этапов:
1. Анализ и сбор информации о нововведениях.
2. Выбор и реализация новшеств.
3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации.
На первоначальном этапе изучив источники и собрав нужную информацию, проанализировав свою практическую деятельность, я пришла к выводу, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
На втором этапе я стала применять новшества в своей педагогической практике. Стала применять в своей работе те технологии, которые, на мой взгляд, будут помогать мне в решении задач и добиться цели.
Остановлюсь более подробно на проектной технологией, одной из наиболее эффективных в наши дни.
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен. Мне он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении проблемных задач.
Например: один из проектов реализованный с детьми и родителями «Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу». Каждая группа отвечала за создание картотеки: художественное слово о мяче, подвижные игры, карты – схемы упражнении и др.
Дети совместно с родителями выполняли свои мини-проекты по сбору информации на разную тематику: - Спортивные игры с мячом;
- Подвижные игры с мячом.
- Как мы играем дома с мячом.
Проект «Мы за здоровый образ жизни»
Проект «Правила дорожного движения выполняй и здоровье сохраняй»
Проект посвященный ВОВ «Как давно это было».
На заключительном этапе проектов мы проводим итоговую спортивную конференцию, где дети совместно с родителями защищают свои мини-проекты. Например, в конференции по ЗОЖ дети защищали такие проекты как:
- «Здоровое питание»
- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Родители активно включаются в проектную деятельность, предлагают свою помощь, учувствуют во всех запланированных мероприятиях (походы в лес, на каток, экскурсии, конференции и др.)
Естественно технология проектирования тесно взаимодействует с проблемным обучением. Данная технология используется в моём опыте работы.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности педагога и детей. На физкультурной деятельности ставлю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Технология уровневой дифференциации я использую в работе с целью создания условий для личностного развития дошкольника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Найти оптимальный уровень физической активности для каждого обучающегося.
На каждом занятии физической культуры или разной деятельности применяются элементы технологии уровневой дифференциации:
По гендерному признаку - дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса; Например: ОРУ ленточки – для девочек, гантели – для мальчиков.
По здоровью и по уровню развития, обучающие распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия:
Личностно - ориентированный подход.
Данный подход, нацелен, прежде всего, на укрепление здоровья и развития двигательной активности детей. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.
Целью технологии сотрудничества является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач:
- Формированием у детей способов работы в паре, в малой группе. (На физкультурных занятиях по картам-схемам (разработана картотека) дети выполняют упражнения в группах, ситуации «Научи друга»). Я стараюсь быть партнером для ребенка.
- Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки. (Работав по подгруппам дети анализируют себя и своих сверстников).
В процессе реализации данной технологии вижу результат в том, что дети овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и мной; навыки контроля и взаимоконтроля деятельности; формируется умение отстаивать свои мнения; указывать на ошибки и исправлять их. Формируется база учебной деятельности, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную деятельность.
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ОО, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. Естественно в своей педагогической деятельности активно использую информационные компьютерные технологии.
Планирование в электронном виде:
• образовательного процесса по физической культуре;
• физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий;
• индивидуальной работы с детьми;
• мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.
Оформление:
• результатов физкультурно-массовой работы ДОУ;
• методических материалов, способствующих образованию дошкольников в области физической культуры. Педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования.
• Создание и пополнение своего портфолио;
Также используется ИКТ и в работе с родителями, помещая в родительские уголки и на сайт ОО различную информацию.
Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Ресурсы Интернет-сети, помогают в подборке современной детской музыке для физкультурных занятий и праздников. Движение под музыку развивает чувства ритма и творческое воображение.
Наличие персональной странички на МААМ. ru позволяет обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами из разных уголков страны, обсуждать проблемы, делится дидактическими пособиями и т. д.
Таким образом можно сделать вывод о том, что инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей, что помогает мне в моей педагогической практике.