Галина Уткина
Инновационные технологии в речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи : фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Публикация «Инновационные технологии в речевом развитии детей» размещена в разделах
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Я занимаюсь проблемой развития речи на протяжении нескольких лет, работаю над проблемой «Устное народное творчество, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста». Моей главной задачей является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к занятиям по развитию речи. Исходя из этого мною была поставлена цель по развитию речи : научить последовательно, грамматически правильно и образно излагать свои мысли, литературный текст, самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действие.
Для достижения этой цели по развитию речи детей использую инновационные технологии : авторскую программу О. А. Шороховой «Играем в сказку» и пособие Чебан А. Я. и Бурлаковой Л. Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой». Поподробнее остановимся на программе О. Шороховой. Она представляет два направления работы: игровую сказкотерапию и специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок. Ведь ни для кого не секрет, что дети очень плохо пересказывают литературный текст: распространенные предложения меняют на ряд двусловных, часто употребляют союзы и, а, ну наречие потом, употребляют однотипные связи, паузы, лишние движения. К тому же традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства, большая часть занятия затрачивается на чтение произведения, беседу по содержанию. Естественно, на пересказ сказки остается очень мало времени. У детей нет возможности улучшить пересказ ни на основном, ни на последующих занятиях, поскольку традиционная методика обучения рассказыванию не предполагает повторного обращения к произведению. А вот предложенный О. Шороховой цикл занятий дает возможность организовать работу по развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций. По данной программе на одну сказку отводится 3-4 занятия. На первом занятии воспитатель рассказывает детям сказку, затем, как обычно, идет обсуждение сказки, далее дети передают в мимике и движениях эмоциональное состояние героев, словесно обрисовывают их. На втором занятии воспитатель проводит упражнения на активизацию лексики (я буду начинать, а вы будете заканчивать фразы из сказки. Или же: капризка была не большая, а… Не грустная, а, т. е. дети учатся подбирать антонимы и синонимы). на третьем занятии проводятся речевые игры, подобранные по данной сказке и дети с легкостью пересказывают ее. (это для младшего дошкольного возраста) Для детей старшего дошкольного возраста количество занятий сокращается вдвое. На первом занятии воспитатель рассказывает сказку, беседуют по ней, обговаривают значения фразеологизмов, проводит речевую игру для запоминания содержания. На втором занятии обговаривают композицию сказки (что входит в зачин данной сказки, о чем надо рассказать в середине и в конце, проводят пантомимические этюды и пересказывают. Если позволяет время, проводится драматизация сказки. Благодаря хорошим знаниям содержания сказки, дети самостоятельно смогут драматизировать ее в свободное от занятий время.
Данной программой предусматривается коллективное рассказывание и коллективное составление сказки, сочинение частушек, придумывание небылиц и мн. др.
Что касается пособия «Знакомим дошкольников с народной культурой» под ред. Чебан А. Я. и Бурлаковой Л. Л., то это пособие является для меня многофункциональным. Я его применяю не только на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим и художественному творчеству, в совместной деятельности, но и в работе с родителями. Мысль о том, что воспитывать нужно прежде всего родителей, возникает у любого нормального педагога. Но нотации, намеки педагогов часто не доходят до родителей. А в пособии дается конкретный план работы с родителями: посиделки, «мамины школы», практикумы и другие практические занятия. Также указаны задачи, организационные формы работы. Для работы с дошкольниками предлагается примерное календарно-тематическое планирование с указанием непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности, которые плавно вливаются в одну тему. Например, в сентябре мы работаем над темой «Осень, осень в гости просим». Непосредственно-образовательная деятельность: ознакомление с окружающим: «Урожай собирай», Чтение художественной литературы- рассказывание сказки «Колосок», Лепка –«Ваза с фруктами», рисование с элементами аппликации- «Как мужик репу убирал». Совместная деятельность к этим занятиям- разучивание пословиц об осени, о труде, знакомство с поговоркой «Белые ручки чужие труды любят», С пословицей «Дерево узнают по плодам, а человека по делам».
Это пособие я применяю в основном в совместной деятельности с детьми, но иногда использую как часть занятия по развитию речи.
Творчески применяю современные технологии в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, моделирование:
придумываем начало рассказа, конец рассказа, рассказы от имени какого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого