Лучший педагог года

Инновационных подход при организации предметно-развивающей среды в ДОУ

Ирма Юрьевна Кошелева
Инновационных подход при организации предметно-развивающей среды в ДОУ

При построении предметно-развивающей среды ДОУ мы педагогами, учитываются различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т. д.

В основу построения развивающей среды группы легли основные принципы

дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;

Публикация «Инновационных подход при организации предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах

активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании предметного окружения;

стабильности-динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

открытости-закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию ( реализует в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);

гендерного подхода – позволяет учитывать интересы и наклонности, как мальчиков, так и девочек.

В группе созданы различные центры активности:

«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

«Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

Нормативно-правовой базой к отбору оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:

концепция дошкольного воспитания (1989 г.);

концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.);

методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;

требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10. 2010 г. ;

концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г. ;

письмо Министерства образования РФ от 15.05.2004 № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

Кроме системной организации необходимо продумать и качественно организовать деятельность педагога и обучающегося

Характеристика деятельности педагога:

Имеет представление о зоне развития и проектирует зону ближайшего развития каждого ребенка.

Формирует обстановку и представляет материалы для развития.

Ставит перед каждым ребенком и перед группой в целом, цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого.

Поддерживает в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении в окружающей действительности.

Характеристика деятельности детей:

Активно развивается, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.

Проходят через закономерные стадии развития.

Обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие.

Неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов заключается в том, что предметно-развивающая среда построена таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом к его организации.

Светлый тон стен групповой комнаты создает ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в теплой цветовой гамме, изготовлена по индивидуальному эскизу, разработанная с учетом особенностей помещения и последующего зонирования. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой.

Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: центр искусства и детского творчества, познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр науки (уголок природы и экспериментирования, центр математики, центр театрализованной деятельности, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, спальное помещение и раздевалка. ;

Публикации по теме:

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до»Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационных подход при организации предметно-развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 07:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД