Папки-передвижки

Инновационный опыт по экологическому воспитанию дошкольников

Любовь Шевякова
Инновационный опыт по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная карта инновационного опыта

Ф. И. О.

автора Учреждение, в котором работает воспитатель Должность с указанием выполняемого функционала Стаж работы в должности

Шевякова Любовь Григорьевна

Республика Мордовия

Рузаевский р-он

Воспитатель детского сада 32 года

2. Сущностные характеристики опыта

Публикация «Инновационный опыт по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

1. Тема инновационного педагогического опыта «Экологическое воспитание в экологических комплексах детских образовательных учреждений»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) - В проведении занятий, наблюдений, исследовательская работа экскурсий с использованием широко доступного (детям сельской местности) природного окружения, применением DVD

-внедрение в педагогическую практику программы: С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»

3. Идея изменений (в чём сущность инновационного педагогического опыта : в использовании образовательных, коммуникационно-иформационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, и др.) - решение проблем экологического воспитания я вижу только через формирование нового экологического мышления у детей.

Способных осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, учить и уметь жить в гармонии с природой. Характерной особенностью, которой должно стать умение сравнивать и обобщать собственное видение окружающей природы и как итог бережное отношение понимание красоты окружающего природного мира.

Решение одной из основных функций детского сада- воспитание и обучение детей, которая не возможна без тесного сотрудничества с родителями…

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски) -Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут, быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти, исследователем чтобы каждый его шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю

- формирование мотивации воспитанников к исследовательской работе и познавательной экологической деятельности через игру, наблюдения, чтения художественной литературы, стихов о природе, животных, явлениях.

5. условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) -Глубокое, всестороннее изучение методики экологического воспитания детей автора Бондаренко, Н. А. Рыжовой, трудов В. А Сухомлинского, К. Д. Ушинского, сотрудничество с педагогами, работающими над этой проблемой.

- диагностическое исследование, с целю определения уровня усвояемости знаний по экологическому воспитанию. На основе диагностики выявляется достигнутый положительный результат в работе и проблемы, над которыми следует поработать ещё. Анкетирование родителей.

- осуществление сотрудничества с командой воспитателей- единомышленников, работающих в инновационном режиме по проблеме экологического воспитания дошкольников в детском саду.

6. Результат изменений - повышение уровня экологической воспитанности воспитанников, выраженный в их познавательных интересах к окружающему миру природы, радость от общения с ней, умения себя правильно вести в природе, желание приносить пользу, активное участие в проектах береги растения своего посёлка, цвети мой детский сад, опытнической деятельности, (в цветнике и огороде во время летнего сезона, комнате «Зимний сад», озеленение территории детского сада, создание уголка дикорастущих трав.

7. публикации о представленном инновационном педагогическом опыте - выступление в МДОУ «Из опыта по работы в экологических комплексах детских образовательных учреждений» сентябрь 2010.

- выступление круглый стол «Экологическое воспитание дошкольников в сельских экологических комплексах МДОУ» Мордовский Республиканский институт образования. Кафедра дошкольного и начального образования. (декабрь 2008г.

-выступление МДОУ «Практическая деятельность экологического направления» (декабрь 2009г.)

- курсовая работа «Экологическое воспитание дошкольников сельских экологических комплексах» Мордовский Республиканский институт образования (декабрь 2009г.)

3. Описание инновационного опыта воспитателя

Мой накопленный опыт по этой теме необходимо рассматривать как попытку реализации принципов экологического воспитания через систему воспитательно-образовательных задач. Основываясь на своём накопленном опыте и с использование программы С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, Н. А. Рыжовой «Наш дом» природа, разработок Бондаренко, при проведении занятий я должна дать ответ на следующие вопросы.

• В какой мере дети владеют экологическими знаниями, навыкам, поведения в природе? Сколько детей в группе не умеют обобщать, выделять главное, существенное, сколько не умеют сравнивать, классифицировать?

Я провела диагностирование детей и анкетирование родителей по данной теме по результатам которого ясно что у детей к моменту выпуска в школу были сформированы положительные знания по данной теме, по анкетам родителей было видно, что они уделяют внимание экологическому воспитанию детей. Привлекают к тесному общению природой, понимая, что дети от этого становятся добрее. У них формируются такие черты характера как: трудолюбие, терпение, милосердие.

Содержание моего опыта работы заключается в следующем:

1. В проведении занятий с использованием методики Бондаренко, программ: С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Н. А. Рыжовой «Наш дом природа», экскурсии, опыты в «Зимнем саду», исследовательская работа в летний период, применение дисков DVD с природоведческой тематикой.

2. В решении одной из основных функций тесное сотрудничество детского сада и родителей.

3. Решение проблем экологического воспитания, я вижу через формирование нового экологического мышления у детей. Способных осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Умение жить гармонии в общении с природой через систему наблюдений, игр, занятий, труда, через прямое общение, с природой которое позволяет накапливать знания и применять их в практической деятельности.

В своей работе по экологическому воспитанию детей, я поставила, своей приоритетной целю, любовь к природе, бережного отношения к окружающему миру природы, укрепление у детей бесценного свойства человеческой личности- доброты, сделала выводы:

• Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Так как, в сообщении детям знаний о животных и растительном мире, одновременно идёт сообщение о правилах поведения в природной среде. Эти правила прививаются не только в детском саду, но родителями в конкретной жизненной ситуации.

• Доводить до сознания детей то, что человечество борется сейчас за то, чтобы наша земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Прививать с самого раннего детства любовь к природе необходимо по двум причинам:

1. В-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру.

2. во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Таким образом, в экологическом воспитании детей взаимосвязь этической и эстетической стороны вопроса способствует формированию действенной любви к природе.

Теоретическая основа моего опыта опирается на научно-теоретические взгляды известных учё ных педагогов: В. Ф. Сухомлинского он писал: «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума.

К. Д. Ушинский который был убеждён в том, что ребёнок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике, писал он. –я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»

Информационная характеристика опыта

Характеристики инновационного опыта обучение воспитание

1. ценности и ценностные ориентации Повышение статуса качественного воспитательно-образовательного процесса Милосердие, гуманистическое, нравственные

2. цели и задачи Повышение качества воспитательно-образовательного процесса. Формирование нового экологического мышления у детей, способных осознать свои действия по отношению к окружающей среде

3. Содержание образования Учить жить в гармонии с природой. Воспитывать стремление сравнивать и обобщать собственные наблюдения видеть и понимать красоту окружающего мира.

4. Технологии в том числе ИКТ Решение образовательных задач, через занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения, использование DVD Программа экологического воспитания дошкольников

5. средства Диагностирование, анкетирование

6. Методы Наблюдения, экскурсии, игры экологического содержания, труд в природе, опыты, исследовательская работа на участке и огороде в тёплый период года

7. Организационныё формы Активные, интерактивные, коммуникативные Индивидуальные, групповые.

8. Образовательная среда Детский сад Детский сад

9. Информационно-методическая среда Выступления и публикации Выступления и публикации

10. Информационные ресурсы База данных МРИО подписные издания

11. Организационные ресурсы Сотрудничество воспитателя и родителей, через родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, стенды, пропагандируя экологические знания

12. Мотивационные ресурсы Ситуация успеха в сотрудничестве и соперничестве

13. Научно-методические ресурсы (важны, как для ДОУ, так и для учителей) Изучение научных трудов Бондаренко по экологическому воспитанию дошкольниеов, Николаева программа «Экологического воспитания дошкольников»

14. Материально-технические ресурсы (важны как для ДОУ, так и для воспитателя) Интернет, компьютер, DVD, Веб камера для общения с педагогами других детских садов работающих в этом направлении. Интернет, компьютер, DVD, Веб камера для общения с педагогами других детских садов работающих в этом направлении.

Публикации по теме:

Представление на педагога (первая категория) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ На ---, --- года рождения, аттестующуюся с целью установления уровня квалификации предъявляемого к первой квалификационной.

Стихотворение «Ерунда» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 1 марта 2013 в 01:40
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный опыт по экологическому воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шевякова (УИ 79792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД