Елена Киселева
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе.
Все знают, какую неоценимую роль в развитии детей играет предметно-развивающая среда. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно и однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение развивающей среды. От того как и насколько мы сможем окружить малыша вниманием и любовью, создадим необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие детей, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная и творческая деятельность педагога. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Она вызывает у малышей чувство радости, желание посещать детский сад, обогащает новыми впечатлениями, знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Стремление организовать жизнь детей так, чтобы каждый день приносил им новое, интересное, был связан с радостью познания окружающего мира, я создаю в группе мини-музеи.
Публикация «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе» размещена в разделах
Что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает нам о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Мини-музей «Курочка-Рябушечка»
Цель создания : расширить представления детей об окружающем мире.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с домашними животными на примере курочки, со сказками, потешками о ней;
Развивать речевую активность детей через игры, беседы, самостоятельную деятельность;
Формировать эмоциональное отношение к животным. Умение играть и общаться с другими детьми.
Принципы, используемые при создании мини-музея :
Мини-музей создается совместно с родителями, детьми, воспитателями;
Мини-музей существует столько времени, сколько отведено для решения поставленных задач;
Экспонаты мини-музея можно трогать руками, использовать в самостоятельных играх, брать домой.
Использование экспонатов мини-музея в различных видах детской деятельности:
На занятиях (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, рисование, лепка, ознакомление с художественной литературой, ознакомление с малыми формами фольклора);
В игре (дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры);
В театрализованной деятельности
Разделы и экспонаты мини-музея:
Раздел «Курочки бывают разные». Здесь размещены самые разные игрушки: изображения курочки, петушка, цыпленка (мягкие, резиновые, бумажные, сделанные руками родителей и детей, связанные бабушками);
Раздел «Домик для курочки и петушка». Макет курятника поможет нам рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики;
Раздел «Еда для курочки». Экспонаты раздела – коллекция разных кормов (пшеница, пшено, семечки, горох, бобы);
Раздел «Цыпленок из яйца». На отдельной полочке расположены игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка) : яйцо-цыпленок-курица.
Раздел «Семья курочки-рябушечки». В разделе представлены игрушки, изображающие петушка, курицу, цыпленка.
Раздел «Что дает нам курочка». В разделе находится коллекция разных яиц (деревянных, бумажных, расписных, пластмассовых).
Раздел «Книжный уголок». На полочке на доступном для малышей уровне, лежат книги о курочке, петушке, цыплятах.
Уголок самостоятельной деятельности. Поскольку в младшей группе самостоятельная деятельность ограничена. Я сама предлагаю рассмотреть книжки, поиграть с игрушками. В уголке находятся дидактические игры, атрибуты для игр-драматизаций и театральной деятельности.
В создании мини-музея принимают участие сами дети, их мамы, папы, бабушки. Они приносят многие экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании взять на время домой. Эта особенность привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое родное, так как дети принимали участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому игрушки и рассказывают о них.
При создании и использовании мини-музея я не забывала о том, что ведущей деятельностью ребенка является игра. Поэтому в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность играть (есть макет, дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр, шапочки с изображением главных героев музея). Игры я подбирала в соответствии с темой музея, с хорошо известными правилами, изменяла только содержание задания. Экспонаты мини-музея служат иллюстративным материалом на занятиях по развитию речи, ознакомлении с окружающим миром, при чтении художественных произведений, разучивании потешек. Малыши с удовольствием принимают участие в рисовании цыплят, росписи яиц. Речевые задачи решаются при составлении рассказа о куриной семье: петух-папа, курица-мама, детки-цыплята. Дети рассказывают о том, чем питаются куры, какие части тела у них есть (голова, хвост, лапки, глазки).
Мини-музей позволил мне сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет из музея может подсказать тему для интересного разговора. Работа интересна всем: дети, которые обычно на занятиях были пассивными, во время рассматривания раздела мини-музея проявляют активность. Они с удовольствием играют с предметами, звукоподражают персонажам, рассматривают иллюстрации, делятся информацией с другими детьми (это цыпленок – он желтый). С помощью дидактических игр продолжаю формировать представления о предметах, о простейших связях между ними, обогащаю разнообразные сенсорные впечатления (цвет величина форма, упражняю в установлении сходства и различия между двумя предметами (большой - маленький, подбирать предметы по тождеству (подбери пару, способствую развитию речи как средство общения. Работа с использованием мини-музея осуществляется систематически и последовательно, включается во все режимные моменты.
Создание мини-музея – это увлекательно и интересно. У детей повышается интерес к рассматриванию иллюстрации, к обследованию предметов. Своей красочностью музей привлекает внимание даже самых маленьких, которые еще не умеют говорить, но с интересом наблюдают за играми старших детей, производят манипуляции с предметами и пытаются говорить отдельные фразы. Повышается уровень речевой активности ребенка, умение играть рядом и вместе, при этом вести небольшой диалог. Как я уже говорила, что в создании мини-музея принимают активное участие родители, дети, воспитатели. Это еще один шаг к совместной деятельности взрослых и детей, которая приводит к сближению и пониманию того, что малыш тоже личность и у него есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться. Взрослые учатся ценить детское творчество и относятся к ребенку, как к равному члену семьи.
Литература:
Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду»
Лункина Е. Н. «Растим малыша 3-4 лет»
Елецкая О. В. «День за днем говорим и растем»
Демина Е. С. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»