Получи документы

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе

Елена Киселева
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе.

Все знают, какую неоценимую роль в развитии детей играет предметно-развивающая среда. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно и однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение развивающей среды. От того как и насколько мы сможем окружить малыша вниманием и любовью, создадим необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие детей, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная и творческая деятельность педагога. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Она вызывает у малышей чувство радости, желание посещать детский сад, обогащает новыми впечатлениями, знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Стремление организовать жизнь детей так, чтобы каждый день приносил им новое, интересное, был связан с радостью познания окружающего мира, я создаю в группе мини-музеи.

Публикация «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе» размещена в разделах

Что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает нам о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Мини-музей «Курочка-Рябушечка»

Цель создания : расширить представления детей об окружающем мире.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с домашними животными на примере курочки, со сказками, потешками о ней;

Развивать речевую активность детей через игры, беседы, самостоятельную деятельность;

Формировать эмоциональное отношение к животным. Умение играть и общаться с другими детьми.

Принципы, используемые при создании мини-музея :

Мини-музей создается совместно с родителями, детьми, воспитателями;

Мини-музей существует столько времени, сколько отведено для решения поставленных задач;

Экспонаты мини-музея можно трогать руками, использовать в самостоятельных играх, брать домой.

Использование экспонатов мини-музея в различных видах детской деятельности:

На занятиях (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, рисование, лепка, ознакомление с художественной литературой, ознакомление с малыми формами фольклора);

В игре (дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры);

В театрализованной деятельности

Разделы и экспонаты мини-музея:

Раздел «Курочки бывают разные». Здесь размещены самые разные игрушки: изображения курочки, петушка, цыпленка (мягкие, резиновые, бумажные, сделанные руками родителей и детей, связанные бабушками);

Раздел «Домик для курочки и петушка». Макет курятника поможет нам рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики;

Раздел «Еда для курочки». Экспонаты раздела – коллекция разных кормов (пшеница, пшено, семечки, горох, бобы);

Раздел «Цыпленок из яйца». На отдельной полочке расположены игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка) : яйцо-цыпленок-курица.

Раздел «Семья курочки-рябушечки». В разделе представлены игрушки, изображающие петушка, курицу, цыпленка.

Раздел «Что дает нам курочка». В разделе находится коллекция разных яиц (деревянных, бумажных, расписных, пластмассовых).

Раздел «Книжный уголок». На полочке на доступном для малышей уровне, лежат книги о курочке, петушке, цыплятах.

Уголок самостоятельной деятельности. Поскольку в младшей группе самостоятельная деятельность ограничена. Я сама предлагаю рассмотреть книжки, поиграть с игрушками. В уголке находятся дидактические игры, атрибуты для игр-драматизаций и театральной деятельности.

В создании мини-музея принимают участие сами дети, их мамы, папы, бабушки. Они приносят многие экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании взять на время домой. Эта особенность привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое родное, так как дети принимали участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому игрушки и рассказывают о них.

При создании и использовании мини-музея я не забывала о том, что ведущей деятельностью ребенка является игра. Поэтому в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность играть (есть макет, дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр, шапочки с изображением главных героев музея). Игры я подбирала в соответствии с темой музея, с хорошо известными правилами, изменяла только содержание задания. Экспонаты мини-музея служат иллюстративным материалом на занятиях по развитию речи, ознакомлении с окружающим миром, при чтении художественных произведений, разучивании потешек. Малыши с удовольствием принимают участие в рисовании цыплят, росписи яиц. Речевые задачи решаются при составлении рассказа о куриной семье: петух-папа, курица-мама, детки-цыплята. Дети рассказывают о том, чем питаются куры, какие части тела у них есть (голова, хвост, лапки, глазки).

Мини-музей позволил мне сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет из музея может подсказать тему для интересного разговора. Работа интересна всем: дети, которые обычно на занятиях были пассивными, во время рассматривания раздела мини-музея проявляют активность. Они с удовольствием играют с предметами, звукоподражают персонажам, рассматривают иллюстрации, делятся информацией с другими детьми (это цыпленок – он желтый). С помощью дидактических игр продолжаю формировать представления о предметах, о простейших связях между ними, обогащаю разнообразные сенсорные впечатления (цвет величина форма, упражняю в установлении сходства и различия между двумя предметами (большой - маленький, подбирать предметы по тождеству (подбери пару, способствую развитию речи как средство общения. Работа с использованием мини-музея осуществляется систематически и последовательно, включается во все режимные моменты.

Создание мини-музея – это увлекательно и интересно. У детей повышается интерес к рассматриванию иллюстрации, к обследованию предметов. Своей красочностью музей привлекает внимание даже самых маленьких, которые еще не умеют говорить, но с интересом наблюдают за играми старших детей, производят манипуляции с предметами и пытаются говорить отдельные фразы. Повышается уровень речевой активности ребенка, умение играть рядом и вместе, при этом вести небольшой диалог. Как я уже говорила, что в создании мини-музея принимают активное участие родители, дети, воспитатели. Это еще один шаг к совместной деятельности взрослых и детей, которая приводит к сближению и пониманию того, что малыш тоже личность и у него есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться. Взрослые учатся ценить детское творчество и относятся к ребенку, как к равному члену семьи.

Литература:

Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду»

Лункина Е. Н. «Растим малыша 3-4 лет»

Елецкая О. В. «День за днем говорим и растем»

Демина Е. С. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 15:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД