Получи документы

Иновационный прект «Экологическая тропинка в ДОУ»

Анжелика Захарченко
Иновационный прект «Экологическая тропинка в ДОУ»

Реализация инновационного проекта

«Экологическая тропинка в ДОУ»

МБДОУ детский сад №18 село Екатериновка Щербиновского района Краснодарского реализует общеобразовательную программу обучения в ДОУ одной из основных задач является экологическое воспитание ребенка (ознакомление его с окружающим миром)

Публикация «Иновационный прект „Экологическая тропинка в ДОУ“» размещена в разделах

Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки по «Экологической тропинке», наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на «Экологической тропинке» можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Проект «Экологической тропинке» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста в летний период.

Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми,работа над развивающей предметно-пространственной средой

Цели и задачи проекта

Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников с помощью «Экологической тропинки»ДОУ.

Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Проект «Экологической тропинка» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Описание «Экологической тропинки»

Расположена она по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

«Экологической тропинки» имеет разнообразные видовые точки:

отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;

«Старая Туя»

«Цветники»

«Поляна сказок»

«Жасминовая аллейка»

«Речка»

«Огород»

«Озеро»

«Муравейник»

«Зеленая аптека»

«Птичий двор»

Этапы реализации проекта

Таблица № 1

Название этапа Цель этапа Содержание

1 этап – подготовите-льный определение проблем и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропинка»

Создание объекта согласно требованиям:

-ландшафтный дизайн участка объекта «Экологической тропинки»

(доступность, привлекательность, информативность).

- изготовление главного персонажа объекта ( из различных материалов: шины, дерево, фанера, бумага, бросовый материал т. д)

-легенда, история, сказка (персонаж главный герой) о том как персонаж появился на территории детского сада и с какой целью

- основное назначение объекта (описание)

2 этап – основной реализация работы по разработанным

маршрутам -разработка методического материала (информация, беседа и т. д) с целью познакомить детей с объектом и его обитателями, материал должен соответствовать возрастным особенностям детей.

-работа над развивающей предметно-пространственной средой, объекта

«Экологической тропинки» изготовление реквизита, оборудования, конструкций и т. д для разнообразных форм работы с детей:

- учебно-познавательная деятельность;

- экспериментальная и исследовательская работа на тропе;

- природоохранная работа.

3 этап –

итоговый Подведение итогов, анализ результативности выполнения поставленных задач -представление методических разработок, маршрутных листов

- наличие демонстрационного материала (фотоматериалов)

с отчётом за весь период работы объекта «Экологической тропинки»

-презентация объекта «Экологической тропинки»

Перспективный план работы с детьми по знакомству с объектам

«Экологической тропинки»

Таблица №2

Название объекта Цель Хозяин объекта (персонаж,

объекты наблюдения

Объекта №1

«Старая Туя»

-закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение к ним «Старичок-Боровичок»

деревья Туи и

растущие рядом лиственные деревья,

план-схема тропинки

Объекта №2

«Цветники»

-многообразие растений и их связь со средой обитания;

-уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название «Ромашка»

многолетние и однолетние

цветущие растения

Объекта №3

«Поляна сказок»

-неживая природа-среда жизни растений, животных, человека

-дети узнают о свойствах воды; воздуха, почвы, получают знания о сезонных явлениях природы;

-познакомить с народными приметами, пословицами, поговорками о природе;

-знакомить детей с экологическими сказками «Кот ученный»

сказочный домик со сказочными персонажами,

дерево береза

Объекта №4

«Жасминовая аллейка»

-закрепить название кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать кусты по внешним признакам;

-обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека;

-знакомить детей с многообразием животных и их связь со средой «Медведи»

жасминовая аллейка, грибы,

медведи

Объекта №5

«Речка»

-рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания

-получают элементарные знания, для становления бережного, истинно гуманного отношения к живому и природе в целом «Лягушка»

речка и её обитатели,

мостик

Объекта №6

«Огород»

- знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур «Зайка»

плетень, чучело,

грядки с овощными культурами

Объекта №7

«Озеро»

- жизнь растений и животных в сообществе;

-познакомить детей с цепочкой питания (кто что ест и кто кого ест) «Лебедь»

озеро и его обитатели

Объекта №8

«Муравейник»

-углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

-сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к муравьям;

-познакомить с разными насекомыми, объяснить в чем их польза и вред «Муравей»

муравейник и его обитатели,

а также различные насекомые,

дерево Яблоня

Объекта №9

«Зеленая аптека»

-рассказать детям о том, как человек взаимодействует с природой;

- расширить и закрепить знания

детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; «Дятел»

разнообразные лекарственные растения,

куст Рябины

Объекта №10

«Птичий двор»

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих к кормушке научить их подкармливать;

- познакомить детей с домашними птицами, воспитывать бережное отношение к птицам «Петушок»

плетень, скворечник,

кормушки,

различные птицы

Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта:

повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам «Экологической тропинки»

Публикации по теме:

Проект «Экологическая тропа в ДОУ»Проект «Экологическая тропа в ДОУ» Моя дочка-первоклассница получила задание в школе: создать проект и защитить его. Для первоклассника - это очень сложное задание. Поэтому.

Реализация инновационного проекта «Экологическая тропа» Реализация инновационного проекта МДОУ ДСКВ№12 ст. Должанская «Экологическая тропа» Автор: Иваненко Наталья Сергеевна Лето – самое подходящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Иновационный прект «Экологическая тропинка в ДОУ»
Опубликовано: 27 июня 2014 в 21:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД