Татьяна Иванова
Игровые технологии развития системного мышления дошкольников как условие формирования у них целостной картины мира
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
В современное е время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. С другой стороны, рост знания порождает трудности его освоения, обнаруживает неэффективность ряда методов используемых в науке и практике. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных методов познания окружающего мира.
Публикация «Игровые технологии развития системного мышления дошкольников как условие формирования у них целостной картины мира» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2016
Необходимо отметить, что мир, в котором мы живём, существует не отдельными фрагментами, мир целостен и все в нем взаимосвязано: всё имеет свои причины и следствия. Мир является сложной системой, имеющей многочисленные подсистемы. Поэтому, развитие целостного взгляда на мир, системного мышления у подрастающего поколения является актуальной задачей современной образовательной практики.
Формирование системного мышления обусловлено и глобальными изменениями, произошедшими за последнее десятилетие. Быстро меняющийся мир, смена парадигм, переоценка ценностей - вот лишь отдельные примеры вербальных характеристик той мощной динамики, которая происходит с нами, нашим обществом и всеми его системами, в частности, - образовательной системой.
На современном этапе развития науки, экономики и общества ребенку для создания целостного объемного представления о мире и объекте необходима не простая интеграция знаний, накопленных разными науками, а умение рассматривать их и применять как комплекс, как систему.
Формирование и развитие системного мышления детей – одно из важнейших требований к современной системе образования. Отмечая, что развитие новых принципов обучения значительно отстает от развития общества, о необходимости обучать учащегося мыслить системно и формировать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни, как основной задачи системы образования, говорил еще в 20-е годы ХХ века известный английский философ А. Н. Уайтхед.
Действительно, совершенно невозможно передать ребенку абсолютно все знания об окружающем его мире, но, этого и не требуется. Важнее не выдать ребёнку определённый объем информации, а научить его с информацией работать. Сегодня актуальна фраза Мишель Монтеня «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
В настоящее время в ситуации обоснования образования необходимы интегрированные знания, системное видение мира. Эта концепция представлена в работах Алексашиной И. Ю., Днепрова Э. Д., Максимовой В. Н., Спиркина А. Г., Швец И. М. и других. Из нее вытекает положение о формировании интегрированного знания, требующего максимального приближения к миру природы, причастности к познавательной и природоохранительной деятельности.
Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире. Одной из целей реализации ФГОС второго поколения является: а) формирование целостного мировоззре-ния, которое соответствует современному уровню развития науки и общественной практики и учитывает социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; б) обеспечение сформированности основ целостной научной картины мира.
В связи с тем, что содержание образования в настоящее время рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, педагогическая наука и практика встали перед необходимостью поиска новых педагогических технологий, которые позволят построить путь познания ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение, расширение знаний о нем, но, прежде всего, будут способствовать развитию интересов к учению, интеллектуальной рефлексии, имитационного и ролевого моделирования, дискуссионной культуры, поисковой деятельности детей и др.
Таким образом, актуальность данного проекта определяется важностью и своевременностью включение игровых технологий развития системного мышления дошкольников в познавательной деятельности в целях формирования у них целостной картины мира. Реализация обозначенной проблемы требует проведения системного педагогического исследования.
Цель исследования: разработать методическое обеспечение использования игровых технологий развития системного мышления дошкольников, которые выступили бы в качестве эффективного условия формирования у них целостной картины мира.
Объект исследования: процесс формирования у дошкольников целостной картины мира.
Предмет исследования: процесс развития системного мышления дошкольников посредством игровых технологий как условие формирования у них целостной картины мира.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что игровые технологии развития системного мышления дошкольников могут выступить в качестве эффективного условия формирования у них целостной картины мира, если:
• педагоги будут владеть профессиональной компетентностью развития системного мышления у дошкольников;
• содержание дидактических познавательных игр и игровых ситуаций будет отвечать интересам и возрастным особенностям ребенка-дошкольника;
• игровые технологии развития системного мышления будут включаться в различные виды деятельности, и создавать возможности для их интеграции;
• в детском саду и в семье будет создаваться интеллектуальная среда, способствующая развитию любознательности и стремления ребенка познавать окружающий мир.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме
исследования, обосновать содержание и сущность системного мышления дошкольников.
2. Выявить особенности формирования в познавательной деятельности дошкольников целостной картины мира.
3. Разработать программно-методическое обеспечение процесса развития системного мышления дошкольников с использованием игровых технологий, способствующих формированию в познавательной деятельности целостной картины мира
4. Определить и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование в познавательной деятельности целостной картины мира у дошкольников с использованием игровых методик развития системного мышления.
5. На диагностической основе проверить эффективность разработанных игровых технологий развития системного мышления, способствующих формированию у дошкольников целостной картины мира в познавательной деятельности.
Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; анкетирование; беседы с воспитателями, проведение опытной работы с детьми.
Практическая значимость исследования заключается в разработке игровых технологий на основе методов ТРИЗ, направленных на развитие системного мышления дошкольников, обеспечивающих формирование целостной картины мира. Разработанные игровые технологии могут быть реализованы на различных по содержанию познавательных видах деятельности (математического развития, развития речи, ознакомления с окружающим миром и др.).
Инновационная новизна проектного исследования заключается в комплексном включении в содержание педагогического процесса игровых технологий, направленных на развитие системного мышления дошкольников в образования, способствующих формированию у них целостной картины мира.