Анжелика Герасимова
Инновационный проект «Город, в котором живу»
МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №13»
Инновационный проект
«Город, в которой живу»
2015-2016 уч. гг.
Паспорт проекта
Автор проекта : Герасимова А. Н., воспитатель
Тип проекта : открытый, групповой, долгосрочный.
Вид проекта : познавательно-информационный
Участники: дети старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Публикация «Инновационный проект „Город, в котором живу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Как песни в безбрежной России
Звучат городов имена,
И все-таки самый красивый,
Есть город, друзья, для меня.
Л. Паршина
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений.
Проблема ознакомления дошкольников с родным городом актуальна.
Во - первых знакомство с родным городом, его историческим прошлым и настоящим, достопримечательностями, культурой и бытом горожан имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста.
Во - вторых, дети не владеют достаточной информацией о родном городе.
В- третьих, родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Можно сделать вывод: не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Проект «Город, в котором живу», будет способствовать формированию у детей чувства патриотизма, любови к родному городу, к природе, своему народу.
Этот проект посвящается Саранску - городу, который является Родиной моих воспитанников.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. В реализации проекта могут участвовать родители воспитанников. Сведения о городе, народах, населяющих его доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Цель проекта : осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма через ознакомление с родным городом.
Задачи проекта :
Обучающие
1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
3. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство со-причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к культурному наследию своего народа.
Развивающие
1. Развивать интерес к познанию родного города, к его прошлому, настоящему и будущему.
2. Развивать уважительное отношение к историческим личностям, участвовавшим в создании города.
3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Воспитательные
1. Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.
2. Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, героям-землякам.
3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Прогнозируемый результат
1. Обогатятся и систематизируются знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформируется устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
3. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
4. Разработка методического и дидактического сопровождения по данному разделу.
5. Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Саранска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
План мероприятий
Образовательные
области Виды детской деятельности
«Социально-коммуникативное развитие» «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)
Дидактических игры
- Назови друзей леса.
- Кто лишний.
- Найди животных нашего края.
- Когда это бывает.
- Грибная поляна.
- Кто живёт в озере.
- Кому, что нужно для работы.
- Заселим Саранск.
- Народы Мордовии.
- Что нам нужно взять в поход.
- Что перепутал художник.
Сюжетно – ролевые игры:
- «Путешествие по городу»;
- «Защитники Родины»;
- «Едим в театр»;
- «Поход в музей»
Мордовские народные подвижные игры
- «В ворона»
- «Руцяняса» («В платочки»)
- «Продажа лаптей»
- «Кража шапок», «В рыбу» и др.
«Познавательное развитие» занятия:
- «Мой город Саранск»
- «По улицам города»
- «Саранск – мой край родной»
- «Предприятия родного города»
- «Путешествие по городу Саранск»
Экскурсии:
- в музей национальной культуры;
- по улицам города;
- краеведческий музей им. Воронина;
- МУК «Детская библиотека № 8»
- МОУ «СОШ № 30» (классы, физкультурный зал, музей В. Сущинского, территория школы);
- в парк культуры и отдыха.
Встречи с почетными людьми города
Посещение выставок художников города, края
Рассматривание
- фотографий на тему «Старый и новый город»;
- иллюстраций «Саранск современный», «Старый Саранск»
«Речевое развитие» Беседы:
- «История Саранска»;
- «Достопримечательности Саранска»;
- «Саранск сегодня, завтра»;
- «Гордимся тобой, наш город родной»;
- «Наши земляки – олимпийские чемпионы»;
- «Защитники Отечества – наши земляки»;
- «Герои- земляки Великой Отечественной войны»
Творческие рассказы:
- «Город в котором я живу»
- «Я хозяин города»
- Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу».
Словотворчество детей с родителями:
- сочинение стихов, сказок, рассказов о Саранске
Чтение художественной литературы мордовских писателей и поэтов
Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края
5. Конкурсы:
- пословиц и поговорок о городе, малой Родине;
- загадок о профессиях.
Ручной труд
- изготовление макетов зданий города, дорог, перекрестков;
- изготовление символики города;
- «Кукла Алдуня» - из ниток
«Художественно -эстетическое развитие» Рисование
- «Мы ходили в зоопарк»;
- «Моя улица»
- «Вечерний город Саранск»;
- «Национальные костюмы народов Мордовии»;
- «Хочу о добром рисовать»;
- «Город будущего»;
- «Мой любимый город».
Лепка
- «Мой город» - пластилинография;
- «Храмы Саранска».
Изобразительное искусство:
- знакомство со скульптурами С. Эрзи;
- знакомство с творчеством мордовских художников
Праздники и развлечения
- «День рождение города»;
- «О Саранске я пою»;
- прослушивание песен о родном городе.
Физическое развитие - Игры народов Мордовии «В курочек», «Салки», «Круговой», «В базар», «Раю-раю» и др.
- Спортивные праздники, развлечения.
- Малые Олимпийские игры.
Работа с родителями - «Природа Саранска» - посиделки с мамами
- Создание фотоальбомов «Саранск - мой город», «Мордовские писатели и поэты - детям» и др.
- Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»
- Консультации:
«Организаций экскурсий с детьми летом»
«Патриотическое воспитание младших дошкольников»
- Участие в выставках, конкурса плакатов, рисунков, фотокомпозиций.
- Обновление уголка по патриотическому воспитанию.
- Организация уголка краеведения в группе
В результате реализации проекта у детей :
- повысится уровень знаний о своем городе, о его объектах и достопримечательностях.
- появится интерес к своей малой Родине – к своему городу.
- сформируются знания о природе Мордовии, города, проявится экологическое сознание;
- научатся узнавать символику республики, города;
- сформируются представления об изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре;
- обогатится словарный запас детей, расширится кругозор.
.
Основные направления реализации проекта
1. «История города : прошлое и настоящее»
2. «Достопримечательности города Саранска»
3. «Саранск - город олимпийских надежд»
4. «Знаменитые люди Мордовии»
5. «Природа родного края»
6. «Не забудем ваши имена»
7. «Профессии родителей. Предприятия города»
Презентация проекта
1. Слайдовая презентация «Мой любимый город - Саранск»
2. Фото-выставка «Наш город – это мы»
3. Создание мини-музея боевой и трудовой славы, почетных граждан города, защитников Отечества
4. Создание рисованных книжек-малышек о Саранске.
5. Создание книжек «Стихи детям».
6. Показ занятия «Саранск - мой город».
7. Акция «Зеленый участок»
8. Оформление альбома «Летопись нашего города», «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать», «В гостях в экологическом центре», «Современный Саранск».
9. Создание газет: «Моя спортивная семья», «Город в котором родился, город в котором живу».
10. Составление эко сказки о городе Саранск.
11. Выставка плакатов-проектов : «Каким я хотел бы видеть наш город», «Земля — планета, на которой мы живем».
Список использованных источников
1. Брыжинский В. С. Мордовские народные игры. – Саранск: Мордов. КН. изд-во,2009.
2. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
3. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
4. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
5. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
6. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
7. Программа «Валдоня» (раздел «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (в соавторстве с Н. А. Адаевой, О. С. Ерюшкиной) (для дошкольных учреждений)
8. Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии Н. А. Адаева, Л. П. Карпушина, О. С. Ерюшкина
9. Мордовские подвижные игры Т. В. Глазкова, М. А. Самойлова
10. Ознакомление с окружающим миром Н. Г. Юрченкова
11. Устно-поэтический фольклор и мордовская детская литература В. П. Тарасова, Г. А. Куршева, Е. Н. Киркина.
12. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Мордовии И. М. Фадеева, С. Л. Уланова
13. Л. П. Карпушина, О. С. Ерюшкина. Хрестоматия к программе «Валдоня». (раздел «музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»). Для ДОУ. ,Саранск,2007.
14. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»). Пособие для ДОУ РМ. /Авт. – сост. Е. И. Киркина – Саранск: Мордов. КН. Изд-во,2004.
15. Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии: Метод. реком.)Авт. – сост. :Костюнина Т. Д., МО РМ, МРИО. – Саранск,2007.
Интернет-ресурс
nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников
https://www.saransk-online.info/sight/