Гульнур Газиева
Инновационный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры» ведется мною с 2007 года. Работа по приобщению детей к истокам народной культуры строится на основе программы Т. С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей».
Публикация «Инновационный проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
Я считаю, что развитие и воспитание ребенка нужно обязательно строить на знакомстве с историей своей Родины, ее бытом и традициями, так как в опыте наших предков заложены большие воспитательные возможности. Они передаются через фольклор, декоративно-прикладное искусство, игры, музыку и др.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Поставленные воспитательно-образовательные задачи решаю как в процессе занятий, так и через совместную деятельность с детьми.
Я стремлюсь развивать ребенка как патриота своей - Родины, постепенно знакомя его с выразительностью народного искусства, поэтичностью фольклора, самобытностью народных обычаев, становясь посредником между всем этим и эмоциональной отзывчивой душой ребенка.
Объясняю детям, что источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с народной культурой можно уже с младшей группы. Первые шаги к приобщению детей к народной культуре я делаю через знакомство со сказками, потешками, колыбельными.
Актуальность проблемы
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть удачно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно прикладного искусства.
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм представляют перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Анализ результатов диагностики на начало 2012-2013 учебного года свидетельствует о довольно низком уровне представлений детей о народном творчестве и традициях. В основном самые низкие показатели в области ознакомления с декоративно-прикладным искусством (н-30%). Именно эти довольно низкие показатели, полученные в результате первичной диагностики детей, послужили поводом углубленной работы по выбранному направлению.
По данной теме я изучила довольно большое количество методической и практической литературы, на основе которой составила план работы с детьми.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в использовании нетрадиционных форм организации образовательного процесса и разработке методического и дидактического сопровождения по приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Мною разработаны:
- Конспекты познавательных занятий.
- Каталог дидактических игр.
- Перспективный план работы с родителями.
Структура работы
Формы работы.
Результативность
Для изучения развития знаний детей в сфере приобщения к народному творчеству я использую такие методы и приемы как наблюдение, эксперимент (моделирование ситуаций).
На занятиях использую такие методические средства как:
- Ролевые игры.
- Театрализованные игры.
- Задания направленные на развитие воображения.
- Дидактические игры.
- Обыгрывание ситуаций.
Работая по данному направлению, стараюсь применять системность и последовательность работы.
Сравнивая результаты практической деятельности на основании диагностики детей можно сказать, что проводимая мною работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течении двух последних лет произошли качественные изменения в уровне развития детей. Результаты диагностики показали, что в начале учебного года (сентябрь 2012 г.) у 72% детей второй младшей группы был низкий уровень знаний и умений в области народной культуры и у 28% - средний уровень. К концу следующего года обучения (май 2013 г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 42%, количество детей со среднем уровнем возросло до 50%, и низкий уровень составил всего лишь 8%.
Таким образом, вышеуказанные данные позволяют говорить об эффективности работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Работа с родителями
Очень важна работа проводимая с родителями. Необходимо чтобы они шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, имели навыки рассказывания сказок, чтения потешек, песенок. Знали народные традиции, имели представления о проведении некоторых народных праздников.
С этой целью я организовываю занятия с родителями, провожу консультации. Привлекаю родителей к подготовке фольклорных праздников.
Распространение и внедрение педагогического опыта
Со своим опытом работы я знакомлю родителей воспитанников и педагогов ДОУ, провожу открытые занятия, консультации. В 2013 году провела открытое занятие для родителей детей не посещающих детский сад «Веселые ложки»; в 2013 году провела консультацию для родителей «Устное народное творчество в нравственном воспитании детей».
По данному направлению мною разработан и представлен интересный и содержательный, наглядный и речевой материал.
Исследование по выбранному направлению «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры» выполнено в соответствии с предъявленными требованиями.
Литература:
• О. Л. Князева и М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры 2006г.
• Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М. : Академия, 2005. –400с.
• Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. –М. : Академия, 2001. –159с.
• Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. : Учпедгиз, 2001. –240с.
• Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -2006.-№5-6.-С. 5-8.
• Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М. : Просвещение, 2000. –148с.
• Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981. –255с.
• Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание. -2004.-№10.-С. 8-15.
• Г. М. Науменко Фольклорный праздник в детском саду 2000 г.
• Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста 2006г.