Консультация «Инструменты бережливого управления в детском саду и школе: 5S»

Екатерина Олейник
Консультация «Инструменты бережливого управления в детском саду и школе: 5S»

Инструменты бережливого управления в детском саду и школе: 5S.

Тренд: бережливое производство

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и  детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Можно провести параллель между педагогическими методами/приемами и методами/инструментами бережливого производства. Подробнее с методами можно познакомиться в гостах:

ГОСТ Р 12.4.026–2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

ГОСТ Р 56020–2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р 56407–2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.

Рассмотрим несколько известных инструментов бережливого управления.

5S

5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Достигнем знаменитой японской собранности и лаконичности за 5 шагов:

Шаг 1. Сортировка (Сэири)

Делим вещи на нужные и ненужные, и испытываем удовольствие и разрядку, выбросив все ненужные вещи. Для этого делим инструменты, оборудование, материалы на 3 категории:

Нужные всегда (то, что используем в данный момент).

Нужные иногда (то, что периодически используем, но не в данный момент).

Ненужные (то, что не используем, тара, посторонние предметы).

Ненужные предметы сразу выбрасываем (продаем, списываем, дарим). Увы, от некоторых вещей не так-то просто избавиться. Например, неизвестен хозяин вещи и его нужно найти, или есть большая вероятность, что она все-таки пригодится. В этих случаях используется инструмент «Кампания красных меток» — яркие ярлыки, которые постоянно напоминают о том, что пора решить судьбу неоднозначного предмета.

Шаг 2. Соблюдение порядка (Сэитон)

Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте». Распределяя предметы по пространству, ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность.Главные четыре правила расположения: на виду, легко взять, легко использовать, легко положить обратно. Клеим пиктограммы, поскольку с ними глазу проще ориентироваться в местах хранения оборудования и инвентаря, в рабочей зоне.

Виды пиктограмм и указателей:

На местах хранения (какие предметы здесь должны находиться).

На самих предметах (где этот предмет должен храниться).

Количество (сколько предметов здесь можно разместить).

Помимо пиктограмм, разобраться в расположении предметов помогает контурирование: четкое обозначение места предмета. Оно нужно, если на одном месте хранится много вещей (как правило, в беспорядке) и если инструменты походят один на другой. Благодаря контурированию сокращается время поиска предмета и возвращения его на место.

Шаг 3. Содержание в чистоте (Сэисо)

Развиваем привычку убирать рабочее место. Утренняя уборка обычно делается за 5-10 минут до начала работы, обеденная проводится в течение 5-10 минут после обеда, также стоит задуматься об уборке по окончании рабочего дня и во время простоев.

Если нужно организовать коллективную уборку,следуйте нехитрым правилам:

Разделите территорию на зоны, в зависимости от расположения рабочих мест и оборудования.

Закрепите каждую зону за определенной группой людей.

Обозначьте время уборки.

Шаг 4. Стандартизация (Сэикэцу)

Письменно закрепите правила содержания рабочих мест, технологии работы и другие процедуры. Стандартизация является необходимым условием для выполнения трех предыдущих шагов на пути к бережливому производству. Нужны инструкции по поддержанию порядка, а также новые методы контроля и поощрения сотрудников. Стандартизация может быть применена в разных направлениях: пример, как расположить мебель и оргтехнику, сколько личных вещей разрешено держать на столе и т. д.

Шаг 5. Совершенствование (Сицукэ)

Воспитывайте привычки точного выполнения правил. Педагоги часто жалуются, что дети не запоминают алгоритмы учебных, организационных действий и не применяют их на практике. Использование технологии 5S — отличная возможность продемонстрировать ученикам пользу алгоритмов и правил на собственном примере, ведь дети так или иначе копируют взрослых.

Как совершенствоваться?

Наблюдайте за работой оргтехники, чтобы оптимизировать техобслуживание.

Делайте фотографии "до"/"после", чтобы в полной мере оценить результат преобразований (например, рабочее место до сортировки и после)

Прибегайте к помощи аудиторов.

Учитывайте возрастные особенности окружающих вас людей.

Подключите родителей: предложите им проект 5S для домашнего рабочего места ученика.

Только не доводите стремление к совершенству до абсурда. Например, маркировка шариковых ручек не создаст ничего, кроме повода для шуток.

Публикации по теме:

Стихи к «Выпускному вечеру» (в школе и детском саду). Авторские стихи к "Выпускному вечеру" (в школе и детском саду)."Детство золотое, прощай!"1. Пронеслись года, как птицы, Зов не слыша, «Время,.

Фотоотчет о колядовании детей подготовительной к школе группы в детском садуФотоотчет о колядовании детей подготовительной к школе группы в детском саду После новогодних праздников, собравшись с детьми в группе, мы с детьми выучили несколько рождественских колядок, каждый из ребят изготовил.

Фотоотчет «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группыФотоотчет «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группы Фотоотчет 1 часть «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группы Наши дети вот- вот попрощаются с детским садом и с трепетом.

ИЗО в детском саду и школе. Презентация «Ретро-раскраски. Вместе нам весело!» Дорогие воспитатели, учителя и родители! Предлагаю вам эту серию для творческой работы с детьми. Красочные картинки из далёкого прошлого.

Библиотека изображений:
  • Мебель, интерьер
  • Мебель, интерьер
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация «Инструменты бережливого управления в детском саду и школе: 5S»
Опубликовано: 5 августа 2021 в 14:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. День индейца

Культуре коренных жителей Америки посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об индейцах и увлечь их этой темой.

24 сентября. День осеннего венка на МААМ

Осенняя пора радует нас разнообразием чудных красок на деревьях и под ногами – в самом разгаре листопад. Хочется хотя бы на время сохранить красоту листопада, запомнить эти яркие краски надолго, чтобы,...


Горячие темочки