Лариса Глаголева
Интеграция физической культуры в занятия учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительные интегрированные занятия
Интеграция физической культуры в занятия учителя-дефектолога подчинена одной цели: мотивация здорового образа жизни и формированию здоровья.
В настоящее время предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, движение, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата)
Публикация «Интеграция физической культуры в занятия учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Система оздоровительных интегрированных занятий в работе – учителя дефектолога имеет свои особенности. Они обусловлены комплексными нарушениями воспитанников коррекционных групп: ЗПР-задержка темпов развития ребенка: физических, эмоциональных, интеллектуальных и речевых.
Е. М. Мастюкова определяет двигательные нарушения у детей с ЗПР как составную часть ведущего дефекта. Своеобразие моторной недостаточности у таких детей проявляется в несформированности сложных координаторных схем. Отставании в развитии пространственной ориентации движений, …Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, у дошкольников С ЗПР сопровождается сниженными показателями физического развития и физической подготовленности. Поэтому приоритетными направлениями в нашей работе является физическое развитие.
Система оздоровительных интегрированных занятий в работе
– учителя дефектолога имеет свои особенности.
Они обусловлены комплексными нарушениями воспитанников коррекционных групп: ЗПР-задержка темпов развития ребенка: физических, эмоциональных, интеллектуальных и речевых.
В организации интегрированных занятий с включением физической культуры проходит 2 способами:
традиционным и нетрадиционным.
К первому можно отнести физкультминутки. Нет такого планирования, где мы бы не увидели включение в детскую деятельность физкультминуток.
Второй способ нетрадиционный: тематические циклы, в которых решаются коррекционные задачи, с включением общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики, ритмичных танцев, подвижных игр.
В практику учителя- дефектолога такие интегрированные занятия стали входить все чаше. Организация таких тематических циклов требует подготовки и продуманного планирования.
При планировании занятия используются 2 приема:
Сюжетно-игровой
Соревновательный.
1. согласно ФГТ уточняются задачи по физической культуре.
Учитывая возраст.
2. Обучение проходит на занятиях по ФИЗО воспитателем- специалистом. Целесообразнее включать в занятие сформированные навыки у детей по физической культуре.
3. Выбираем лексическую тему.
4. Выделяем области, которые уместно будут интегрироваться с данной лексической темой и коррекционными задачами.
(обращаемся к задачам по ФГТ и коррекционному планированию)
5. Составляем план занятия. Оно носит познавательный характер, достаточное количество речевого материала на разные задачи. Занятие должно быть динамичным и включать разные виды упражнения, меняя их темп и нагрузку.
6. Составляем тематический цикл пользуясь сеткой занятий
на 1-2 недели (как раздел коррекционно - тематического планирования).
7. Разбиваем спланированный материал на части и используем ЕГО для ознакомления на других занятиях, в домашних заданиях и в режимных моментах (это необходимо для отработки речевых упражнений)
Все занятия проходят в одном тематическом цикле!
8. Как заключительное, итоговое по теме проходит интегрированное занятие.
9. В подготовительной группе можно рекомендовать такие занятия :
Дикие животные. Сюжетно-игровой прием
День космонавтики «Школа космонавтов» по В. Баруздину
(Литература+ пересказ (коммуникация) + ФИЗО). Соревновательный прием.
«Моя Родина», «День защитника отечества»-соревновательный прием.
Рекомендуемая литература:
М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» и др.