Татьяна Леонтьева
Интеграция воспитательно-образовательного процесса посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция воспитательно-образовательного процесса через использование проектной деятельности.
В настоящее время используются всевозможные формы организации работы с родителями, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Нас в нашей работе волновали вопросы, какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны, и каковы пути их реализации?
Публикация «Интеграция воспитательно-образовательного процесса посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Традиционные формы работы не давали должного результата. Родители принимали в них лишь формальное участие. Пассивно принимали полученную информацию, не проявляли заинтересованности и активности.
Таким образом, исходя из выводов, полученных в результате исследований, и учитывая специфику работы группы компенсирующего направления (родители с детьми приходят на 1 или 2 года, т. е. сужаются временные рамки сотрудничества, чтобы добиться благоприятных и действенных результатов для всех участников педагогического процесса, нам необходим был такой подбор совместных мероприятий, которые наиболее способствовали бы оптимизации процесса взаимодействия ДОУ и семьи в развитии личности ребенка.
Мы решили в своей работе использовать метод проекта, который по своей специфике может решить все поставленные задачи в короткий промежуток времени. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер Интеграция – естественный способ познания себя и окружающего мира. Чем больше ребенок познает, тем богаче его сенсорный опыт.
Интеграция – это более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды деятельности детей, основывается на общности психических процессов, дает альтернативность мышления, позволяет переносить установленные понятия и зависимости на аналогичные в других областях знаний.
Благодаря интегрированному подходу в образовательном процессе, возможно избежать перегрузок детей, сохранив их здоровье, развивая все стороны личности, предоставляя возможность для реализации себя в разных видах деятельности вне занятий.
По нашему мнению, все требования интегрированного подхода имеет проектная деятельность.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, путем включения участников процесса в различные виды творческой и практически значимой деятельности в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ и других учреждений или служб, может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации. Часто интеграция превращается в поверхностную констатацию, пародию на взаимосвязи между отраслями знаний. Но проект, в котором задействованы дети, родители и педагоги, как нам кажется, менее подвержен этому.
В своей работе мы в течение нескольких лет, начиная с 2005 года,разрабатывали и реализовывали разные проекты. Интегрированный характер метода проекта позволил включить в него различные активные формы сотрудничества, способствующие оптимизации процесса взаимодействия детского сада и семьи в развитии личности ребенка и социализации детей в окружающем мире.
Проанализировав наше сотрудничество с детьми и их родителями в течении этих лет с использованием метода проекта, мы пришли к выводу, что проект как форма сотрудничества приводит к позитивным изменениям детско-родительских взаимоотношений, и взаимоотношений педагогов и родителей.
Во-первых, происходит изменение действительности (отношение родителей к проблеме, обогащение предметно-развивающей среды, дети совершенствуются физически, развиваются интеллектуально).
Во-вторых, дети в интересной для них форме узнают о важных вещах из окружающей действительности, учатся думать, активнее проходит процесс социализации. Для детей важен мотив деятельности и самый сильный – интерес, возможность самому действовать.
В-третьих, происходит личностный рост детей: формируется самооценка, оценочные суждения, критичность, на основе знаний и умений закладывается основа для морально-ценностных ориентаций личности в ее жизнедеятельности.
Уверенности в себе придает гордость за участие родителей, радость от совместной деятельности.
Педагогу становятся понятными успехи и недостатки профессиональной деятельности, он совершенствует свое мастерство, повышает профессиональный уровень.
Проектные формы работы способствуют установлению партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями. Обеспечивают психологический комфорт пребывания ребенка в детском саду и всестороннее развитие его личности. Еще одна ценность проектной деятельность – полученными в результате работы материалами могут пользоваться все желающие.