Интегративное занятие в старшей группе. Речевое развитие. Рассказывание по теме «Зима».

Татьяна Николаева
Интегративное занятие в старшей группе. Речевое развитие. Рассказывание по теме «Зима».

Конспект интегративной образовательной деятельности. Речевое развитие.

Составление рассказов на тему «Зима», старшая группа.

Образовательные области: формирование целостной картины мира, социально -коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик к образу зимы, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы, вызвать эстетическое отношение к миру.

2. Продолжать учить детей самостоятельно и с помощью взрослых составлять рассказы – фантазии, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы – домашние заготовки, рассказы по схеме.

3. Уточнять и обобщать знания детей о зимних явлениях, признаках зимы.

4. Обогащать речь детей словами – прилагательными к словам «снежинка, зима, сосна», показать словообразование слова «невесомый».

5. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, жи-вописи, поэзии, формировать эстетическую восприимчивость, эстетический запас образов и формировать эстетические эмоции, чувства, интересы.

6. Формировать умение высказывать свое отношение к изображенному, понимать язык изобразительного искусства (цвет, форма, композиция). Учить пластикой тела показывать полет снежинки.

7. Учить слушать друг друга, высказываться, делать предположения, выводы, доброжелательно оценивать себя и других детей, подводить итоги, результаты работы.

Предварительная работа:

Занятия по теме «Зима», наблюдения, домашние заготовки, занятия, игры по художественному творчеству, знакомство с работами русских художников, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение книг, заучивание стихов и загадок.

Материалы: картинки, детские рисунки, «телевизор», фонарик, снежок, схема – зимние развлечения, фонограмма «Зима» из цикла «Времена года», 2 -3 конверта, 1 – в холодных, 2 – в теплых тонах, пустая папка «Зимняя сказка», картина Шишкина «На севере диком…»

(Звучит музыка Чайковского «Времена года» - «Зима»)

- Дети, нам Л. А. принесла новый диск. Давайте его послушаем. (Садимся на коврик и слушаем отрывок)

- О каком времени года может быть эта музыка? (Выслушивает предположения) – О зиме.

-Почему вы так думаете? Какая она? (спокойная, медленная, тихая)

- Почему она вам напомнила зиму? (обобщает - потому, что природа зимой в покое. Деревья, трава засыпают под снегом, многие животные, насекомые впадают в спячку. Жизнь в растениях замедляется).

- Какие признаки зимы вы еще знаете? (мороз, часто идет снег, птицы улетели на юг, дует холодный ветер). Какая бывает погода зимой? Как мы можем узнать погоду на завтра? (по радио, по телевизору)

- У нас тоже есть телевизор, и мы можем послушать погоду на завтра. (Подходим к «телевизору», за экран сзади садится ребенок, включает фонарик, экран светится)

- Здравствуйте, дорогие телезрители. Послушайте погоду на завтра. Завтра ожидается морозная, ветреннаяпогода, временами снег, метель. Температура воздуха днем – 5, ночью -10 градусов, гололед. Будьте внимательны и осторожны. Вы прослушали прогноз погоды из метеоцентра. (Домашняя заготовка)

- Спасибо! А какие вы знаете загадки о зиме?

Белое одеяло все поле одело. Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)

Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)

В огне не горит, в воде не тонет. (Снег, лед)

Белые мухи на поле садятся. (Снег)

Что за звездочки такие, на пальто, на рукаве, все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке?

Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька)

- Мы с вами снежинки рассматривали, рисовали, вырезали. Давайте посмотрим на них. (Подходим к разным снежинкам на стене, на столике) Вот их как много! Снежинки отличаются друг от друга? Чем? (Размером, цветом, узором) А чем они похожи? (У всех снежинок есть лучики – у настоящих снежинок их 6. Они красивые, вырезные. Давайте превратимся в снежинки и покружимся. (Поет)

- На полянку, на лужок, тихо падает снежок. Кружатся снежинки, белые пушинки. Полетели, понеслись и на коврик улеглись (Кружатся, садятся на коврики или на подушечки)

- Вот какие снежинки, красивые и все разные. (Спрашивает всех) – Ты какая снежинка? (Белоснежная, ледяная, воздушная, легкая и т. д. Каждая «снежинка отвечает) А вот Вика – снежинка такая легкая, что почти ничего не весит и мы можем назвать ее как? (Невесомая)

- Давайте придумаем рассказ – фантазию про снежинку, которая где может жить? (На облачке, в сугробе)

Примерный рассказ – фантазия:

- Жила-была…снежинка. Она была (какая) легкая, воздушная, красивая. Жила она… (где). И были у нее снежинки – подружки. И когда снежинок стало много, полетели они (куда) на землю. Летели они (как) медленно, плавно, кружась. И упала снежинка. (куда) в сугроб. А рядом были (кто) дети. Что они делали (Рассматривали, стали лепить снеговика и т. д

. Концовку придумать в соответствии с получившимся сюжетом.) Можно предложить придумать самим – 1-2 человека.

- Молодцы, интересные истории придумали о красавице – снежинке. За это я хочу предложить вам новую игру о зиме. Отгадайте, в каком конверте эта игра? (Подойти к столу, рассмотреть 2 – 3 конверта разного цвета. Один – в холодных, 2 – в теплых тонах. Дети рассматривают, предполагают, обосновывают свой выбор. Находят конверт в холодных тонах, садятся за стол, воспитатель вынимает картинки о зиме)

- Посмотрите, здесь картинки о зиме. Мы можем с ними поиграть. Каждая рассказывает о чем-то. Например – о чем говорит эта картинка (Картинки по количеству детей. 1. – солнышко, 2 –небо, 3 – снежинки, снежные вихри, 4 – речка, покрытая льдом, под ним рыбки, 5 – дерево без листьев, зеленая елочка, 6 – карточка изображает короткий день и длинную ночь, 7 – птички и кормушка, 8 – насекомые, травка, корни деревьев под снегом, 9 – мишка спит в берлоге и т. п.)

- У меня есть волшебный снежок. Вы сейчас возьмете по одной картинке, к кому покатится снежок, тот рассказывает о своей картинке. Я начинаю…

- Вот пришла белоснежная Зимушка – зима. (Показывает картинку – конверт, или картинку надписью «Зима» и передает снежок следующему по кругу, следующий ребенок рассказывает про свою картинку).

Могут быть такие предложения:

- Солнце свети мало, не греет.

- Небо часто серое, на нем - тучи, облака.

- Часто идет снег, метет метель.

- Зимой ночи длинные, а дни короткие.

- Птицы улетели на юг, их мало, они живут, в основном, около человека.

- Под снегом зимует трава, насекомые, корни деревьев.

- Реки и озера покрыты льдом.

Деревья и кустарники без листьев, только ели и сосны с листочками – иголочками.

(Если позволяет время, предложить кому-то рассказать сразу по всем картинкам. После рассказа оцениваем его с детьми.)

Следующую часть занятия можно проводить, если дети не устали и первые три части прошли в хорошем темпе. Также это может быть усложнением в подготовительной группе. Можно это занятие разделить на два занятия.)

- Ребята, наш волшебный снежок катится дальше. Давайте посмотрим, куда он нас приведет. (Идем за снежком к сюжетной картинке о диких животных.)

- На этой картинке мы видим, как дикие животные проводят зиму. Кто хочет рассказать об этом?

Рассказ о диких животных:

В лесу зайчик и белочка поменяли свои шубки. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса, в основном, охотится на мышей. Медведь спит в берлоге. Ежик тоже спит. Тихо в лесу.

- Ребята, а вам нравится зима? (Проводитсяфизкульминутка «Что нам нравится зимой?»)

- Давайте расскажем, что нам нравится зимой. (Рассказывание по схеме «Зимние развлечения»)

- Какую картину мы рассматривали недавно? (Мы рассматривали картину И. Шишкина «На севере диком…»)

- Давайте вспомним, что мы говорили о сосне, какая она? (Грустная, печальная, одинокая, могучая, красивая, задумчивая)Расскажи, Катя о ней… (Рассказ Кати о картине – предыдущее занятие).

-А кто помнит стихотворение о зиме?

Стихи о зиме:

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое,

Днем с детьми на коньках все катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается,

В окнах пишет узор льдом – иголочкой,

И стучится к нам во двор свежей елочкой.

Пословицы и поговорки о зиме:

- А какие поговорки о зиме вы знаете?

• Береги нос в большой мороз.

• Мороз не велик, да стоять не велит.

• Мороз ленивого за нос хватает.

• Спасибо мороз, что снегу нанес.

• Солнце на лето, зима на мороз.

- Много мы сегодня рассказывали о Зиме. Какие рассказы вам больше всего понравились? А что еще вы бы хотели узнать, увидеть или услышать об этом времени года? (Выслушиваем предположения)

- Молодцы, знаете стихи, поговорки, у нас есть такие красивые рисунки, рассказы, картины о зиме. Как же нам их сохранить все вместе? (Выслушиваем предположения, выбираем самые интересные – собрать в папку, в книгу, сделать колллаж… А как нам украсить книгу (альбом,коллаж) Давайте нарисуем разные снежинки – выбирайте заготовки разного размера, цвета, материалы… А может быть кто-то нарисует просто зимние узоры?

(Дети выбирают разные по размеру и цвету заготовки – шестиугольники и другие листочки и рисуют)

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План непосредственно образовательной деятельности .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Интегративное занятие в старшей группе. Речевое развитие. Рассказывание по теме «Зима».
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 19:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

План — конспект НОД по рисованию для детей второй младшей группы «Украсим...
Программные задачи: Учить рисовать узоры из прямых линий, кругов, точек, создавать ритмическую композицию, используя технику рисования - чередование;...
Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица»
Программное содержание: • Способствовать формированию представлений детей о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не...
Мини-лекция для учащихся 1 класса «История страны Лего»
Наверное, каждый из вас хоть раз видел знаменитые наборы конструкторов Lego, которые не перестают удивлять. О новеньком конструкторе Lego мечтают практически...