Татьяна Полякова
Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Русь деревянная — края дорогие»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи
«Русь деревянная - края дорогие».
Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формирует представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Закрепляет знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Публикация «Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „Русь деревянная — края дорогие“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Задачи: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: пополнить словарный запас детей (печь, прялка, самовар).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в городской музей.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, люлька, старинная посуда, прялка и др., дидактическая игра “Что было, что стало”, записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяйки.
Ход занятия
Дети входят в группу и встают на ковре.
Воспитатель: (в русском народном костюме, встречает детей.
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
- Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома?
Дети: Изба.
Воспитатель: Правильно!
- Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается. / Звучит музыка «Русский хоровод». Дети под музыку водят хоровод. /
Воспитатель: Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи.
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Отгадайте загадку: Наша толстая Федора
Наедается не скоро
Но зато, когда сыта,
От Федоры – теплота!
Дети: Печь.
Воспитатель: В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Теперь отгадайте следующую загадку:
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки,
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Дети: Самовар.
Воспитатель: Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара, с мёдом, вареньем, пряниками.
А ещё в старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
(Звучит русская народная песня)
-А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Дети:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
- Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
- Хорошо прядёшься – весело поёшься.
Воспитатель: Молодцы! Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была “Делу время-потехе час”. Давайте послушаем, какие шутки – прибаутки они пели. (Звучит шуточная песня) А хотите мы с вами ещё и поиграем в игру “Что было, что стало”. Научу вас сейчас играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои похожие пары, а другая команда проверяет)
Воспитатель: Молодцы! А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.
Проводится игра «Ворон» : Дети встают в круг, поют; водящий в центре выполняет движения. Игра проводится два раза.
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе – воронок.
Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу.
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
Воспитатель: В стародавние времена дети тоже любили поиграть в игрушки. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и даже мяч. Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы?
Дети: Были.
Воспитатель: Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Иногда девочка сама шила её. Так она училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка. А хотите попробовать сделать маленькую куколку сами, чтобы она стала вашей подружкой? Ну, тогда приступаем.
/Дети подходят к столам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним. После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена. /
Воспитатель: Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
- Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
Дети: да.
Воспитатель: А что вам больше всего запомнилось?
Дети: Прялка, как куколок мастерили, и т. д.
Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите. /Дети уходят из зала под музыку. /