Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Русь деревянная — края дорогие»

Татьяна Полякова
Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Русь деревянная — края дорогие»

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи

«Русь деревянная - края дорогие».

Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формирует представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Закрепляет знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Задачи: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: пополнить словарный запас детей (печь, прялка, самовар).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в городской музей.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, люлька, старинная посуда, прялка и др., дидактическая игра “Что было, что стало”, записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяйки.

Ход занятия

Дети входят в группу и встают на ковре.

Воспитатель: (в русском народном костюме, встречает детей.

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

- Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома?

Дети: Изба.

Воспитатель: Правильно!

- Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается. / Звучит музыка «Русский хоровод». Дети под музыку водят хоровод. /

Воспитатель: Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи.

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Отгадайте загадку: Наша толстая Федора

Наедается не скоро

Но зато, когда сыта,

От Федоры – теплота!

Дети: Печь.

Воспитатель: В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Теперь отгадайте следующую загадку:

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки,

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара, с мёдом, вареньем, пряниками.

А ещё в старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

(Звучит русская народная песня)

-А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

Дети:

- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

- Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

- Хорошо прядёшься – весело поёшься.

Воспитатель: Молодцы! Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была “Делу время-потехе час”. Давайте послушаем, какие шутки – прибаутки они пели. (Звучит шуточная песня) А хотите мы с вами ещё и поиграем в игру “Что было, что стало”. Научу вас сейчас играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои похожие пары, а другая команда проверяет)

Воспитатель: Молодцы! А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел

Низко голову повесил

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора,

Становитесь в хоровод.

Проводится игра «Ворон»: Дети встают в круг, поют; водящий в центре выполняет движения. Игра проводится два раза.

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе – воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Воспитатель: В стародавние времена дети тоже любили поиграть в игрушки. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и даже мяч. Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы?

Дети: Были.

Воспитатель: Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Иногда девочка сама шила её. Так она училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка. А хотите попробовать сделать маленькую куколку сами, чтобы она стала вашей подружкой? Ну, тогда приступаем.

/Дети подходят к столам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним. После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена. /

Воспитатель: Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

- Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

Дети: да.

Воспитатель: А что вам больше всего запомнилось?

Дети: Прялка, как куколок мастерили, и т. д.

Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите. /Дети уходят из зала под музыку. /

Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Русь деревянная — края дорогие»
Публикации по теме:

ДИ «Русская изба и современный дом»ДИ «Русская изба и современный дом» Знакомя детей с бытом и традициями русского народа мы беседах, показах и играх обязательно обращаем их внимание на различия между современным.

Экскурсия в этнографический музей.Экскурсия в этнографический музей. С целью изучения русского быта, народных традиций и развития этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через быт, традиции,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Русь деревянная — края дорогие»
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 17:06
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект музыкального занятия «Весна пришла» в средней группе
Интеграция образовательных областей: музыка, физическая культура , художественная литература, коммуникация, художественно-эстетическое. Цель: Развивать у...
Фотоотчет «Праздник 8 Марта» в группе раннего возраста
"Мы для мамы песню запоем, Мы для мамы пляску заведем! " Цель : создание условий для атмосферы праздника и радостных эмоций детей. Образовательные:...
Консультация для воспитателей «О взаимодействии с родителями в вопросах ранней...
Консультация для воспитателей "О взаимодействии с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников" Слайд 2 В статье 18 «Закона об образовании»...
Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки»
В этом году день весеннего равноденствия 22 марта. Это особый праздник с вековыми традициями. Издревле в этот день устраивали пышные празднования с...
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через реализацию проекта «Семейные...
На протяжении многих лет коллектив педагогов Тинской школы-интерната работает над обеспечением качественного коррекционно-развивающего обучения, воспитания и...