Папки-передвижки

Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Русь деревянная — края дорогие» (12 фото)

Татьяна Полякова
Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Русь деревянная — края дорогие»

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи

«Русь деревянная - края дорогие».

Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формирует представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Закрепляет знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Публикация «Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „Русь деревянная — края дорогие“» размещена в разделах

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Задачи: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: пополнить словарный запас детей (печь, прялка, самовар).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в городской музей.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, люлька, старинная посуда, прялка и др., дидактическая игра “Что было, что стало”, записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяйки.

Ход занятия

Дети входят в группу и встают на ковре.

Воспитатель: (в русском народном костюме, встречает детей.

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

- Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома?

Дети: Изба.

Воспитатель: Правильно!

- Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается. / Звучит музыка «Русский хоровод». Дети под музыку водят хоровод. /

Воспитатель: Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи.

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Отгадайте загадку: Наша толстая Федора

Наедается не скоро

Но зато, когда сыта,

От Федоры – теплота!

Дети: Печь.

Воспитатель: В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Теперь отгадайте следующую загадку:

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки,

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара, с мёдом, вареньем, пряниками.

А ещё в старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

(Звучит русская народная песня)

-А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

Дети:

- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

- Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

- Хорошо прядёшься – весело поёшься.

Воспитатель: Молодцы! Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была “Делу время-потехе час”. Давайте послушаем, какие шутки – прибаутки они пели. (Звучит шуточная песня) А хотите мы с вами ещё и поиграем в игру “Что было, что стало”. Научу вас сейчас играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои похожие пары, а другая команда проверяет)

Воспитатель: Молодцы! А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел

Низко голову повесил

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора,

Становитесь в хоровод.

Проводится игра «Ворон» : Дети встают в круг, поют; водящий в центре выполняет движения. Игра проводится два раза.

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе – воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Воспитатель: В стародавние времена дети тоже любили поиграть в игрушки. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и даже мяч. Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы?

Дети: Были.

Воспитатель: Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Иногда девочка сама шила её. Так она училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка. А хотите попробовать сделать маленькую куколку сами, чтобы она стала вашей подружкой? Ну, тогда приступаем.

/Дети подходят к столам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним. После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена. /

Воспитатель: Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

- Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

Дети: да.

Воспитатель: А что вам больше всего запомнилось?

Дети: Прялка, как куколок мастерили, и т. д.

Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите. /Дети уходят из зала под музыку. /

Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Русь деревянная — края дорогие»
Фото «Русь деревянная — края дорогие»
Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром - фото
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по Конспекты занятий НОД развитию речи Русь деревянная края дорогие Занятия по ознакомлению с окружающим миром Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа Формирует представление об облике русской деревни обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта Закрепляет знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре Публикация Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Русь деревянная края дорогие размещена в разделах Занятия по ознакомлению с окружающим миром Конспекты занятий Все конспекты Развитие речи Конспекты занятий НОД Республика область край Список городов Темочки Цель Продолжать знакомить детей с традициями русского народа
Публикации по теме:

ДИ «Русская изба и современный дом»ДИ «Русская изба и современный дом» Знакомя детей с бытом и традициями русского народа мы беседах, показах и играх обязательно обращаем их внимание на различия между современным.

Экскурсия в этнографический музей.Экскурсия в этнографический музей. С целью изучения русского быта, народных традиций и развития этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через быт, традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Русь деревянная — края дорогие»
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 17:06
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД