Лучший педагог года

Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи с использованием приёмов ТРИЗ «Избушка на курьих ножках»

Людмила Маслова
Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи с использованием приёмов ТРИЗ «Избушка на курьих ножках»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд».

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели:

Учить детей составлять рассказы о предметах, употреблять слова и выражения, позволяющие выделить характерные признаки предметов, конструировать поделки из «волшебного «квадрата»», создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

Публикация «Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи с использованием приёмов ТРИЗ „Избушка на курьих ножках“» размещена в разделах

Развивать диалогическую и монологическую речь с использованием приёмов ТРИЗ ( игры: «Хорошо-плохо» - решение противоречий, РТВ «Сложи узор» - фантазирование, приём эмпатии в игре «Мы ожившие дома», прямая аналогия – метод синектики.

Развивать у детей память, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев (с помощью пальчиковой гимнастики «Домик»).

Воспитывать чувство сопереживания к ближнему, желание помочь, и чувство радости от совместно выполненной работы.

Для укрепления и сохранения здоровья, для снятия зрительного напряжения используется тренажёр Базарного В. Ф. – коромысло.

Планируемые результаты: выполняют образец поделки способом оригами по инструкции педагога.

Материалы и оборудование: квадратный лист цветной бумаги, простой карандаш.

Содержание организованной деятельности детей :

1. Вводное слово воспитателя.

Дети получают письмо от Бабы-Яги. В своём письме она рассказывает, что потеряла свой дом и не может его найти. Просит детей помочь ей. (Дети соглашаются).

Предлагаю детям отправиться в путешествие на поиски дома Бабы-Яги.

- Представьте, что мы попали на Север (импатия). Вокруг снежная равнина. Из чего можно построить дом? (Фантазирование). Правильно, дом эскимосов – иглу построен из снега. Попробуйте нарисовать дом – иглу снежинками (на мольберте). Как вы думаете, сможет ли Баба-Яга жить в таком доме? Что в нём хорошего и что плохого? (Проводится игра «Хорошо-плохо»). Хорошо тем, что строительный материал под руками, такой дом защитит от любой непогоды. Плохо тем, что холодно, нет печки, телевизора.

- Холодно, правда? Давайте перенесё мся на Восток и ответим на такой вопрос: может ли в доме быть и сад и озеро? В Узбекистане такие дома называют – махалла. Дом, если посмотреть сверху, напоминает бублик. Сам «бублик» - это дом. В самом центре «бублика» - озеро, а между домом и озером – сад. Представьте, что такой дом вы увидели с самолёта, зарисуйте его на мольберте. Ответьте: сможет ли Баба-Яга жить в этом доме? Что в нём хорошего и что плохого? Хорошо тем, что тепло, сад есть – фруктов много, озеро есть – в жару искупаться можно. Плохо тем, что когда жарко – голова болит, сад есть – так в саду работать надо, а ей не под силу, она старенькая, ленивая и т. д.

- Теперь тем же самым самолётом мы прилетели в российскую деревню и увидели дома. Какие? (Обыкновенные домики, построенные из сосновых брёвен при помощи умелых рук плотника). Брёвнышко на брёвнышко и получится сруб. Главное, чтобы ваш сруб не развалился (У каждого ребёнка – счётные палочки).

- Теперь надо придумать узоры, которыми бы вы хотели украсить свой дом (игра по ТРИЗ «Сложи узор»).

- Устали? Сложно строить дом? А ведь его можно просто возить на себе. Кто возит дом на себе? (черепаха, улитка). А человек может возить дом на себе? (палатка, спальный мешок).

Для укрепления и сохранения здоровья, а также для снятия зрительного напряжения использую тренажёр В. Ф. Базарного – коромысло ( 4 вида домов: чум, многоэтажный дом, юрта, деревенский домик). Назовите, как называется дом и на какую геометрическую фигуру он похож.

Расскажите, в каком доме хотели бы жить вы, о доме своей мечты (ответы детей).

- Все дома по-своему хороши. Но мы так и не смогли найти дом Бабы-Яги. Кстати, а в каком доме она жила? избушке на курьих ножках). Сравнить, чем отличается её дом от остальных. Провести прямую аналогию по цвету, форме, функциям. Главное - дом живой: он двигается. Обговорить с детьми, хотели бы они жить в избушке на курьих ножках? Что в её доме хорошего, что плохого для нас? (мебель старая, дом полуразвалившийся, пыль, грязь, микробы, паутина и т. д. ; хорошо тем, что высокий, поворачивается в разные стороны). Что надо сделать с нашим домом, чтобы он ожил? Что надо добавить, чтобы он мог двигаться? (колёса, вёсла, сапоги-скороходы и т. д.). Как можно усовершенствовать избушку, сделать её современной? (провести воду, газ, электричество, сделать евроремонт, пристроить балкон, обставить новой мебелью и т. п.).

Игра «Мы ожившие дома».

У каждого дома свой характер. Изобразите Дом-плакса, Дом-солдат, Дом-балерина, Дом-музыкант.

- А люди могут жить в избушках на курьих ножках? Оказывается, древние племена строили дома на сваях, чтобы дикие звери не тревожили их, чтобы врагам трудно было до них добраться. У нас в стране есть город, который стоит на «курьих ножках» - сваях. Это Норильск. Там вечная мерзлота.

- Теперь представьте себе, что встретились два дома: городской многоэтажный и избушка на «курьих ножках». Что может спросить избушка у многоэтажного дома и что он ей ответит? (Фантазирование).

- Как вы думаете: каким должен быть дом, чтобы быстрее просыхал? (Бумажным). Такие дома строят в Японии. Лёгкие, красивые, удобные. Вот такой дом на «курьих ножках» я предлагаю смастерить для Бабы-Яги. Наконец-то мы нашли её потерянный дом. Думаю, она будет довольна. (Дети одобряют моё предложение).

2. Оригами (продуктивная деятельность).

Пальчиковая гимнастика «Домик».

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем. (Повторить 2 раза).

3. Итог работы.

Изготовленные поделки складываем в посылку и отправляем по почте для Бабы-Яги.

На столе неожиданно появляется корзинка с пирожками. Так Баба-Яга благодарит детей за оказанную помощь, за их старание.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи с использованием приёмов ТРИЗ «Избушка на курьих ножках»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 14:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД