Галина Любимова
Интегрированное занятие ИЗО и музыка «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по ИЗО и музыке в старшей группе ЦДТ школы дошкольников «Капелька»
Дата: 19 февраля 2016 г.
Тема: «Богатыри земли русской»
Цель: Формировать у детей устойчивый интерес к истории русского народа;
Задачи:
Обучающие.
Публикация «Интегрированное занятие ИЗО и музыка „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. ИЗО, рисование, аппликация, лепка
- Богатыри. Конспекты занятий
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
2. Продолжать формировать представления о верности родной земле, о взаимосвязи прошлого и настоящего;
3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4. Познакомить детей с оружием богатырей.
5. Познакомить детей с жанром былины. Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке. Оживить представление о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
6. Учить детей быстро реагировать на удивительное произведение живописи, воспринимать его статичность.
7. По вопросам педагога составлять рассказ об увиденном. Давать словесную характеристику каждому богатырю.
8. Находить аналогии образов прошлого в настоящем.
Сравнить богатырей с людьми разных профессий, живущих в настоящее время.
Развивающие.
- развивать коммуникативные способности, внимание, память, мышление;
-развивать познавательный интерес детей к русской истории, закрепляя знания о героях русских былин в литературных, художественных и музыкальных произведениях.
- развивать творческое воображение, мелкую моторику;
Воспитательные.
-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
-воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства. Создать соответствующий эмоциональный настрой разнообразными музыкальными средствами и жанрами;
-воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли, сабля.
Предварительная работа:
1. Разучивание пословиц о героизме защитников отечества: Герой - за Родину горой.
Русский богатырь миролюбив.
Где смелость, там и победа.
Родину - мать умей защищать.
Кто за Родину горой - тот и истинный герой. Жизнь дана на добрые дела.
2. Игровое упражнение «Отгадай героя».
З. Рассматривание иллюстраций защитников отечества в наше время (рода войск, вооружение, техника, качества характера воинов)
4. Беседа о защитниках отечества (какими качествами обладали богатыри, соотнесение качеств с картинкой и жестом)
5. Лепка «Богатырский конь», рисование «Богатыри»
6. Рассматривание современного и старинного оружия.
7. Подготовка и проведение конкурсной программы «Сила богатырская»,
8. Оформление выставки книг по данной теме.
9. Создание проекта «Русские богатыри» .
10. Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
11. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Тип занятия : открытие новых знаний.
Методы обучения: репродуктивный, словесный,практической работы, проблемного обучения,игровой, наглядный, исследовательский.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые, парные.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование:
Для педагога : книги «Былины» о русских богатырях, презентация «Богатыри земли русской», «Русь богатырская», Карандашкин в доспехах, запись произведения Бородина «Богатырская симфония».
Для детей: репродукции картины «Три богатыря», картинки с изображением доспехов и оружия, цветные карандаши, клей, набор геометрических фигур, изображение богатырей.
Форма занятия : интегрированное
Ход занятия
№ Этап занятия Время Действия учителя Действия детей
1 Организационный 1 мин Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости.
Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь о своих пожеланиях. А что вы хотите мысленно пожелать?
Дети желают : здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть)
2 Постановка учебной задачи.
2 мин Педагог: Ребята, мы с вами попали в необычный зал. Что необычного вы заметили сегодня в нашем зале? Это зал волшебных превращений. И,как всегда, нас встречает на занятии наш друг Карандашкин, Что вас удивило в его облике. Во что он одет?
.
Педагог: Как вы думаете, почему?
Педагог: Мы с вами уже многое о них знаем, о чем же мы еще сможем поговорить?
А поможет нам раскрыть эту тайну камень у развилки трех дорог.
(Сайд 1)
А кто из вас помнит, что прочитал Илья Муромец на камне?
(Слайд 2)
Много книг о богатырях, рисунки и поделки.
Дети: Карандашкин одет в доспехи
Предположения : Мы сегодня будем говорить о богатырях.
Предположения: Мы сегодня будем говорить о богатырях.
Направо пойдешь- женатому быть, налево пойдешь-богатому быть, прямо пойдешь-убитому быть
3 Открытие нового знания 7 мин Педагог: А вот наш камень показывает : прямо пойдешь- в художественную мастерскую попадешь, налево пойдешь – в музыкальную гостиную попадешь, направо пойдешь- в художественную галерею попадёшь.
Какая же стрелка мигает и куда она указывает? (Картинная галерея). Как вы думаете что мы сможем увидеть в картинной галерее?
А какие именно картины мы будем сегодня рассматривать?
Слайд 3 (Картина Васнецова В. «Три богатыря»)
Эта одна из самых лучших картин русской живописи. Виктор Михайлович Васнецов писал её 27 лет. Для того, чтобы написать её, художник изучил множество былин,сказаний, слушал произведения музыкантов, написал множество эскизов.
Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова?
Педагог:Что делают богатыри в чистом поле?
Как зовут богатырей?
Какими словами можно описать каждого богатыря
Кто из богатырей изображен центре картины?
Почему вы так решили?
Алеша Григорьев приготовил нам небольшой рассказ об Илье Муромце.
А что еще вы знаете о богатыре?
В центре картины,на вороном коне сидит Илья Муромец-крестьянский сын, славный богатырь. Самый старший из богатырей. В его облике чувствуется сила. У него строгое лицо и борода с проседью. Одет Илья Муромец в железную кольчугу, на голове шлем. Вооружен богатырь палицей, копьем и мечем. Зорко всматривается богатырь вдаль.
Кто изображен по правую руку Ильи Муромца?
Послушаем рассказ Коли Щербакова об этом богатыре.
Опишите как он одет, какое у него лицо? Почему он одет богато
Добрыня Никитич- ловкий, смелый. У него русые волосы и борода. Одет богато, нарядно. Потому что у него красный щит и белый конь. Он уже вынимает острый меч из ножен, как будто сейчас ринется в бой.
Кого победил Добрынюшка?
Педагог: А кто по левую руку отДобрынюшки?.
А в какой семье родился Алеша?
Чем он прославился?
Чем побеждал Алеша своих врагов?
Алеша Попович- смелый и храбрый,но не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич. И конь у него смотрит в другую сторону, но все примечает. К коню прикреплены гусли и лук со стрелами.
А я еще хочу добавить. Обратить ваше внимание на пейзаж. Богатырей окружает степь, позади них холмы, а вокруг свинцовые тучи. А над богатырями светлые облака.
Как вы думаете, почему художник так изобразил?
Подумайте, какие чувства у нас вызывает эта картина?
Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: "и я детям и внукам наказываю - не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется". Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.
Картины разных художников
Картины о богатырях
Русские богатыри.
Осматривают землю русскую, стоят на страже родной земли в дозоре, на посту. Оберегают Русь от врагов.
Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич
Илья Муромец – сильный,Добрыня Никитич – добрый,справедливый, Алеша Попович –красавец-силач.
Илья Муромец.
Он самый старший из богатырей
Под славным городом Киевом
На тех степях Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец сын Иванович:
А и конь под Ильёй словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясен сокол!
Он крестьянский сын, победил Соловья –разбойника.
Добрыня Никитич
А и был на заставе Добрыня, Никитича сын:
И мог его конь добрый богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перемахивать.
. У него русые волосы и борода. Одет богато, нарядно. Потому что он из богатой городской семьи. Он изучал грамоту (умел читать и писать)
Змея Горыныча, освободил племянницу Владимира князя Забаву Путятичну
Алеша Попович
Рассказывает об Алеше Попович Никита Барков и Полина Зенько
А и был там Алеша млад,
Что из красна города Ростова,
А Алешенька, он наровчат был,
Он наровчат был, да увертлив ведь.
А и в та поры он догадлив был:
Свой тугой лук разрывчатый отстегивал
От правого стремени булатного,
Накладывал стрелочку каленую,
А оттягивал тетевочку шелковую.
В семье попа
Победил Тугарина и разбил войско под Киевом
Ловкостью, хитростью, да смекалкой.
Потому что богатыри сильные, но добрые.
Защитники слабых и Родины
Силы,надежности,мощи
В семье попа.
Победил Тугарина и освободил Киев от врагов
Хитростью и смекалкой
Богатыри храбрые, смелые,добрые,их любит народ. Они приносят радость и победу
Силы,надежности,мощи
4 1 мин Физминутка:
1,2,3 – Мы теперь богатыри
Руки вверх мы поднимаем
На заставу мы шагаем
Богатырская застава
Смотрит влево, смотрит вправо.
Ни в морях,
Ни в небесах
Не пропущен будет враг.
Мы шагаем дружно в ногу
Пусть уходит враг с дороги….
Поднять руки вверх
Шагать
Приставить ладони к голове, всматриваясь вдаль
Шагать
5 7 мин Куда теперь нас поведет камень? Мигает стрелка с указанием музыкальный зал
Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих любимых композиторов: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина.
Глядя на картину, какую музыку можно услышать?
Музыка может показать их силу, волевой характер?
Давайте и мы послушаем музыку Александра Порфирьевича Бородина и полюбуемся картиной, заглянем в нее.
(звучит запись "Богатырской симфонии" А. Бородина)
Что вы видите в своем воображении, когда слушаете это произведение? Что музыка изображает? (рисует)
Музыка соответствует характеру богатырей изображенных на картине?
- Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что?
Какой характер музыки?
Меняется музыка?
Как? (темп, мелодия)
Это камерная пьеса или симфоническое произведение?
Что означает симфоническое?
А камерная?
Как можно охарактеризовать богатырей, какие они, в общем?
Как вы думаете, эти богатыри жили на самом деле?
Мы можем узнать о богатырях из былин (дети повторяют слово).
Это самый древним жанр русских народных песен, им более 1000 лет.
Былина-сказание, которое напоминает быль, то есть правду. Былину сочиняли музыканты-сказатели, гусляры. Обычно гусляры рассказывали былину народу и подыгрывали себе на гуслях, старинном русском инструменте (показ слайда, но иногда былины пели. В былинах воспевались подвиги русских богатырей, которые защищали от незваных врагов.
Гусли – инструмент струнный. Древний человек натянул струны на доске, и получился музыкальный инструмент. Название происходит от древне- славянского «густы»- гудеть, а т. к. гудела струна, то она получила название гусла. Значит гусли – гудящие струны. Позже звук начали извлекать не рукой, а специальной пластиной. Поэтому гусли еще называют «звончатые». И форму имеют разнообразную: крыловидную, трапецевидную.
Кто является героями былин?
Кто самый старший из богатырей?
Послушайте фрагмент былины об Илье Муромце и скажите, как звучит мелодия былины?
А какой темп у мелодии?
Похож распев былины на песню?
На какую (плясовую, хороводную, колыбельную)
Какой подвиг совершил Илья Муромец под Черниговом?
Что ему помогло?
Какой инструмент вы слышите?
А сейчас давайте отдохнем, перед тем как отправиться дальше.
Физкультминутка
Богатырь, он вот каков: Показывают «силача».
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял, Имитируют движения.
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри, Дети из положения сидя
медленно поднимаются.
Станем, как богатыри.
Сильные, могучие люди богатыри
да
да
Готовность защищать Родину от врагов
1ч. Музыка сильная, могучая,Торжественный,
2ч. величавый, певучая
Да
симфоническое
музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром
(Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3-4
частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.)
Один или несколько инструментов, звучание как бы для себя
Сильные, смелые, которые помогают слабым, защищают от злых, грубых людей, спасают жизнь
да
Илья Муромец, Добрыня Никитич Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей
Илья Муромец
Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
Распевно, протяжно
Медленно, а потом быстро
да
Победил «вражью силу»
Хитрость, смекалка, дерзость
гусли
6 Применение новых знаний 8 мин Слайд 2
Куда показывает теперь стрелка? (Художественная матерская) Мы отправляемся в художественную мастерскую. Где нас опять встречает Карандашкин. В руках у него свиток.
На свитке загадки
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
. Кольчуга весила 7 килограммов и сплетена была из мелких железных колечек.
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду.
Сейчас мы с вами постараемся снарядить богатырей на бой ратный, приготовить для них оружие. (во время работы играет музыка и идут слайды про Россию
Почему девочки делают платочки? Отгадки – картинки лежат у детей на столах. Дети показывают ответ
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.
Мальчики :
1-разукрашивает богатыря
2-разукрашивает щит
3-разукрашивает кольчугу
4-рисует палицу и меч
Девочки аппликация –платочки
Мама Добрыни Ни китича дала ему платок, который придал ему силы при бое со змеем горынычем
7 Итог 3 мин По мере выполнения работ, делается выставка
Ребята как вы думаете, а кого мы сейчас можем назвать богатырем?
Почему?
. Богатыри оставили нам, своим потомкам таков завет:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
.
Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.
У нас рос дубок –Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок!
Листья да его –
Вот так широки,
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч
На ветру ты, дубок, скрипуч.
Дай мне силы, отваги, добра,
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
солдат, полицию, пожарных, МЧС.
Они смелые, отважные, помогают слабым.
Дети встают в круг и выполняют движения.
сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
(наклоняются вниз, показывая корень)
(развести руки в стороны)
руки вверх
медленно поднимают сцепленные руки вверх)
(покачивание руками)
(правая рука на сердце)
8 Рефлексия 1 мин А сейчас каждый из вас подумает. И если вы хотите вырасти сильными и смелыми, защищать слабых подойдите к дубу и прикрепит на него желудь. Наше путешествие в прошлое подошло к концу, вы узнали много интересного о нашей стране и богатырях, стали сильнее и дружнее,т. е стали хорошими и верными товарищами.
Дети прикрепляют желуди к дубу