Лариса Шкиркова
Интегрированное занятие по освоению ОО «Музыка» и «Художественное творчество» в старшей группе «Ярмарка «Свистунья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я Р М А Р К А «С В И С Т У Н Ь Я»
Задачи.
• Расширять музыкальные и художественные впечатления детей.
• Учить различать звучание народных инструментов, оркестра русских народных инструментов, ритмично играть на детских народных инструментах в оркестре.
Публикация «Интегрированное занятие по освоению ОО „Музыка“ и „Художественное творчество“ в старшей группе „Ярмарка „Свистунья“» размещена в разделах
• Чувствовать и передавать в движении задор русской пляски, инсценировать русскую хороводную песню. Выразительно передавать музыкально-игровой образ.
• Воспитывать умение видеть, чувствовать и понимать красоту и самобытность русского прикладного искусства, устного народного творчества, народной музыки.
• Закреплять знания о глиняной дымковской игрушке, ее выразительных особенностях: цвет, ритм, элементы росписи. Расписывать объемную форму кольцами, точками, прямыми и волнистыми линиями.
Предварительная работа.
Дать детям представление о ярмарочных гуляниях, рассматривание дымковских игрушек.
Разучивание русского хоровода, кадрили на музыкальных занятиях.
Работа с воспитателем над выразительным исполнением роли Петрушки, коробейника.
Оборудование.
Ширма, кукла Петрушки, русский народный костюм, лоток с товарами, дымковская игрушка, детские народные инструменты для оркестра, карусель для игры (обруч с лентами).
Объемные бумажные фигурки дымковских барышень, акварельные краски, кисти, банки с водой. Макет карусели.
Музыкальный ряд : Русские народные мелодии в исполнении оркестров и ансамблей русских народных инструментов им. Осипова, «Где был, Иванушка» РНП. Обр. Н. Метлова, кадриль «Ванечки да Манечки», обр. Т. И. Суворовой.
Художественный ряд :
Дымковская игрушка, городецкие изделия, гжельская керамика, павло-пасадский платок, матрешка.
Зрительный ряд: Слайды «Многоцветье дымки»
Ход занятия.
I часть
Занятие проводится в музыкальном зале.
ЗВУЧИТ «К А М А Р И Н С К А Я» народная пляска в исполнении оркестра народных инструментов им. Осипова
Дети входят в зал, рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель
Снова ярмарка шумит,
Пряники с конфетами!
На товар народ глядит,
Люди разодетые!
Дили-дили-дон! Бубенчиков звон!
Далеко-далеко слышен перезвон!
Петрушка /появляется на ширме/
Это я – ваш друг Петрушка!
В яркой шапке на макушке!
Расскажу я вам на ушко…
Как на празднике я был,
Что на ярмарке купил!
Взял я чудо лапоточки
Не себе – любимой дочке,
Вот бараночек вязанка,
Для гостей моих приманка!
Полушалочек цветной!
Это – мамочке родной!
А еще купил я грушу
Для дружочка, для Ванюши.
Алый сказочный цветок
Хочет маленький сынок.
Доброй бабушке давно
Обещал веретено.
Решето просила Мила.
Старый дедушка – носки.
А соседу прикупил я
Снасти: удочку, крючки.
Дяде Феде – рукавицы,
Леснику – большой топор!
По платочку двум сестрицам,
Чтоб у них не вышел спор
Все заказы я исполнил
И себя не позабыл!
Про себя я тоже помню:
Балалаечку купил!
ЗВУЧИТ «РУ С С К И Е Н А И Г Р Ы Ш И» (балалайка)
Музыкальный руководитель
Ах, Петрушка! Как играет!
И народ забавляет!
Нам бы тоже поиграть,
Где же инструменты взять?
Петрушка
Мои хитрые загадки
Отгадайте-ка, ребятки!
ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ РНМ ИСПОЛНЯЕМЫЕ НА РАЗНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Дети узнают и называют муз. инструменты.
Инструменты разбирайте
Веселей на них играйте!
ОРКЕСТР «К А Л И Н К А»
Музыкальный руководитель
- Петрушка, что еще интересного на ярмарке видел?
Петрушка
- Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у ней узенькие, а лоб широкий!
Музыкальный руководитель и дети
- Да ведь это медведь был!
Петрушка
- Какой медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвостище длинный, пасть большая.
Музыкальный руководитель и дети
- Да ведь это волк!
Петрушка
- Все ты, говоришь не в толк! Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку скок поскок, от лисы убегает.
Музыкальный руководитель и дети
- Да ведь это заяц!
Петрушка
- Какой там заяц! Я прежде зайцев знал: заяц рыженький с пушистым хвостиком, с ветки на ветку скачет. Орешки грызет.
Музыкальный руководитель и дети
- Да ведь это белка.
Петрушка
- Какая такая белка? Я белка прежде знал. У нее перышки серые, с ветки на ветку перелетывает да почирикивает.
Дети.
- Да это воробей!
Петрушка
А теперь честной народ,
Дружно встанем в хоровод!
Будем петь и веселится
Ведь скучать нам не годится! / из-за ширмы выходит Иванушка/
ХОРОВОД «ГДЕ БЫЛ, ИВАНУШКА»
Иванушка /надевает короб с товарами/
Эй, детишки-ребятишки!
Подходите поскорей!
Покупайте, выбирайте –
Среди ложек и коней,
Среди чашек расписных,
Среди саночек резных –
Что угодно для души.
Все товары хороши!
Что ж, давайте по порядку.
Загадаю вам загадку.
Кто скорей ответ найдет,
Тот игрушку и возьмет.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
Эй, честные господа!
Посмотрите-ка сюда!
Будем мы рассказ держать
Будем дымку прославлять!
ПОКАЗ СЛАИДОВ О МАСТЕРАХ ДЫМКОВСКОЙ СЛОБОДЫ
Славится русская земля своими мастерами, своими делами.
Вот и Дымковская слобода, что не далеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гулянья, на которых и появились первые игрушки, расписные, дивные такие. Называется такой праздник «Свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму.
Из красной глины рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные; кавалеры отважные, барышни нарядные, словно из далекой доброй сказки, создавали и бытовые сценки, сказочных персонажей.
Какое настроение создают эти игрушки? Почему веселое, радостное?
Полюбуйтесь на них, и пусть прозвучит русская народная песня.
ЗВУЧИТ «Б А Р Ы Н Я» народная мелодия в исполнении оркестра народных инструментов им. Осипова
II часть
Преподаватель изодеятельности
- А вы хотите стать умельцами, мастерами, да расписать игрушки узорами дымковскими?
- У вас на столах барышни – франтихи! В кокошниках, нарядных кофточках. Только юбки у барышень не украшены.
- Какие надо взять краски, чтобы расписать их? (яркие).
- Какими элементами вы будете их расписывать? (Круги, точки, кольца и т. д.)
- Нарядных барышень потом прокатим на карусели.
Самостоятельная работа.
В процессе работы напоминать о приемах рисования гуашевыми красками.
Помогать советом в выборе элементов узора, цветосочетании.
Дети, закончившие роспись барышень выставляют их на карусели.
- Какие у нас получились барышни? (красивые нарядные, настоящие франтихи).
Модницы - нарядницы,
Вы куда идете?
С зонтиком и с сумочкой
Глиняные тети.
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, всем нам ехать весело!
III часть
Шутки, прибаутки, веселье!
Приглашаем всех кататься на карусели!
Проводится музыкальная игра «КАРУСЕЛЬ» 2-3 раза.
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише-тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два -
Вот и кончилась игра.