Папки-передвижки

Интегр. занятие по приобщению к кул. Донск. края с элем. логорит. и руч. труда для детей сред. д. в.: «Казачьи посиделки»

Оксана Назарова
Интегр. занятие по приобщению к кул. Донск. края с элем. логорит. и руч. труда для детей сред. д. в.: «Казачьи посиделки»

Задачи:

• Создать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.

• Обогащать и расширять словарный запас детей.

• Продолжать знакомить с домашними животными. Воспитывать доброе и чуткое отношение к домашним животным.

• Систематизировать знания детей о народных традициях казаков, фольклоре.

• Продолжать закреплять знания детей о предметах казачьего быта.

• Развивать память, внимание, логическое мышление, речь через малые фольклорные жанры.

Публикация «Интегр, занятие по приобщению к кул, Донск, края с элем, логорит, и руч, труда для детей сред, д, в,: „Казачьи посиделки“» размещена в разделах

• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту донских казаков, к народным традициям. Знакомить с традиционными обычаями казачьих посиделок.

• Воспитывать любовь детей к устному народному творчеству донских казаков.

Ход ЗАНЯТИЯ

Под тихую музыку «Пчёлочка златая» подметаю ковер. Залетает Ворона.

Ворона (Катя).

Кар-кар-кар!

Я по садам летала,

Многое узнала.

Идет к тебе много гостей –

Встречай их поскорей!

А я еще немного полетаю,

Свежих новостей узнаю.

Хозяйка-казачка. Гостям я всегда рада, да только кто же меня решил навестить?

Входят дети (казачья народная музыка «Казачата»)

– Здорово, ночевали, казаки и казачки?

Дети. Слава Богу!

Хозяйка-казачка.

Хозяева встречают,

Поклоном отвечают.

Приглашают в дом гостей,

Чтобы было веселей.

– Давайте ребята, встанем в круг, пусть поздороваются наши пальчики.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Хозяйка-казачка. Ребята! Я очень рада вас видеть у моего куреня. А что такое курень? (Ответы детей).

-Проходите в хату, присаживайтесь на самые удобные скамейки. Посидим рядком, поговорим ладком.

Показ презентации:

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на экране слайд 1,2,3, 4).

казачьих семьях глава семьи казак (изображение на экране 5 слайд) А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) 6 слайд.

-А как называли жену казака? (Казачка) 7 слайд.

-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб).

- Сейчас девочки исполнят танец как казачки ходили за водой.

Исполняется танец под нар. каз. песню «Пошла млада за водой».

-Сегодня у нас будет праздник большой, праздник радостный. По старинному обычаю у казаков он называется посиделками (8 слайд). Посмотрите, ребята, сколько в моей горнице интересных старинных вещей назовите их.

-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? Изображение на экране. (В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная) 9 слайд.

-А молоко в чем хранили? Изображение на экране (Глиняный сосуд, который называется глэчик) 10 слайд.

-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? Изображение на экране (Макитра-это горшочек из глины) 11 слайд.

-Ну, а чаем поили гостей из….(самовара). Правильно (12 слайд).

- С помощью какого предмета и хлеба встречают гостей? (Рушник-это длинное, вышитое полотенце для встречи гостей) 13 слайд.

-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, (изображение прялки) и ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (рубель и каталка) 14 слайд.

Сейчас я загадаю загадку. А вы попробуйте ее отгадать.

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ,

А тушить не идет!

(Печка)

Изображение печи (15 слайд).

– Для чего людям нужна печь? (готовить еду, подогревать, греться на печи)

– Да, самое большое место в горнице занимает русская печь. Благодаря ей люди в старину грелись, лечились, спали на печи и даже мылись в печи. Артём знает стихотворение о русской печи.

Артём.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи:

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка,

И баранья ножка!

– Ребята! Раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. Следит за чистотой. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузьма. А показывается он только хорошим и добрым людям.

– А вы дружные ребята? (Да)

– Давайте позовем домовенка Кузю.

Приходи к нам домовой!

Поиграем мы с тобой!

Не выходит

– Давайте позвеним в колокольчик.

Звучит муз. «Валенки». Выходит домовой.

Домовой: Здравствуйте, ребята, вы меня звали? (Да)

– А я к вам пришел не один, а с моими друзьями.

Отгадайте загадку:

Рано, рано по утру

Нам кричит ку-ка-ре-ку

Кто это? (Петушок)

Хозяйка- казачка. Больше всего на свете петушок любит петушиться. А любимое развлечение казаков «Петушиные бои».

-Давайте и мы покажем свою удаль.

Звучит муз. «Курица и цыплята».

П/и «Петушиные бои».

Домовой. Ой, ребята, а это кто?

Скор как стрела,

Силён как вол,

В поле – бурлак,

В бою – орёл.

(Конь)

Домовой. А кто знает, с кем дорожит казак дружбой?

Дети. С конём.

Звучит маленький фрагмент муз. «Пролегала путь дорожка». Появляется игрушка конь.

Домовой. Сейчас мы поиграем и узнаем, какие вы пословицы знаете о казаке и его коне. Передавайте по очереди эту подкову и рассказывайте пословицы.

Дети.

Артём. Казак силён и крепок дружбой с конём.

Настя. Верный конь казака никогда не подведёт.

Софа. Казаку конь – отец и товарищ дорогой.

Дина. Казак сам не поест, а коня накормит.

Катя. Казак без коня, что солдат без ружья.

Оля. Казак с конём и ночью и днём.

Наташа. Казаку конь себя дороже.

Кристина. Где Дон льётся туда и конь рвётся.

Домовой. Отгадайте следующую загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Хозяйка-казачка.

Появляется кошка в корзине.

-Посмотрите, какая кошечка у нас пушистая мягкая. Давайте ей погладим спинку.

Игровой массаж «кошка».

Мы погладим Мурке спинку

Будем кисоньку ласкать,

(ставят большие пальцы на бока и поглаживают спинку)

А теперь животик надо кошке почесать.

(Поглаживают живот)

И погладить шёрстку

Мурочке опять.

(Гладим гололву)

Мягкие у Мурки лапки,

Словно, бархатные лапки

(Поглаживают по очереди руки)

Мягкие у Мурки лапки,

Словно, бархатные лапки.

(Поглаживают ноги снизу вверх)

И за ушком Мурке надо почесать,

(Растирание ушей)

А она своим хвостом начнёт играть.

(«Повертеть хвостиком»).

Что любит делать кошка? (Молоко лакать)

– Давайте киске поможем лакать молоко.

Артикуляционная гимнастика «Кошка лакает молоко»

Домовой. Есть у меня ещё один друг.

С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается.

Доят, а не корова.

С пухом, а не птица.

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

(Козёл)

Звучит маленький фрагмент муз. «Животные на воле». Появляется козёл.

Козёл. Здравствуйте, ребята – казачата, а вы играть любите? (Да).

А со мной поиграйте? (Да).

Проводится игра «Ай дили, дили, дили» под фортопионо.

Кузьма. Вот вы и познакомились с моими друзьями. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге. А сейчас, делу – время, а потехе – час!

Казачка – хозяйка.

– А что ты такой грустный?

– Да мой веничек сломался. Как я теперь буду помогать по-хозяйству, чем я буду подметать?

– Да ты не расстраивайся. Мы как раз с ребятами вчера венички сделали да такие красивые, теперь веничков у тебя будет много.

Дети дарят подарки венички домовому.

– Спасибо, ребята, за заботу! А мне уже пора идти, устал я. До свидания!

Хозяйка- казачка. Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях донского казачества. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

-Дом, в котором жили наши предки (курень)

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)

-В чем замешивали тесто? (в макитре)

-Воду приносили из ….(колодца)

-Вкусный чай пили из …. (самовара)

-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)

-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (рушник).

Ой, а какой запах в хате – это мои пирожки в печи поспели. (Достаёт пирожки из печи).

-А теперь приглашайте гостей к чаю.

Дети: Милости просим гости дорогие!

Хозяйка-казачка. Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу.

Посидели мы на славу,

Говорили от души.

Чай уж пить давно пора,

Приглашаем вас, друзья!

Чаепитие.

Звучит песня «Казачата». Дети с гостями идут пить чай.

Публикации по теме:

Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Цветы»Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Цветы» .

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Автор публикации:
Интегр. занятие по приобщению к кул. Донск. края с элем. логорит. и руч. труда для детей сред. д. в.: «Казачьи посиделки»
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 20:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД