Оксана Назарова
Интегр. занятие по приобщению к кул. Донск. края с элем. логорит. и руч. труда для детей сред. д. в.: «Казачьи посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Создать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.
• Обогащать и расширять словарный запас детей.
• Продолжать знакомить с домашними животными. Воспитывать доброе и чуткое отношение к домашним животным.
• Систематизировать знания детей о народных традициях казаков, фольклоре.
• Продолжать закреплять знания детей о предметах казачьего быта.
• Развивать память, внимание, логическое мышление, речь через малые фольклорные жанры.
Публикация «Интегр, занятие по приобщению к кул, Донск, края с элем, логорит, и руч, труда для детей сред, д, в,: „Казачьи посиделки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посиделки
- Республика, область, край. Список городов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту донских казаков, к народным традициям. Знакомить с традиционными обычаями казачьих посиделок.
• Воспитывать любовь детей к устному народному творчеству донских казаков.
Ход ЗАНЯТИЯ
Под тихую музыку «Пчёлочка златая» подметаю ковер. Залетает Ворона.
Ворона (Катя).
Кар-кар-кар!
Я по садам летала,
Многое узнала.
Идет к тебе много гостей –
Встречай их поскорей!
А я еще немного полетаю,
Свежих новостей узнаю.
Хозяйка-казачка. Гостям я всегда рада, да только кто же меня решил навестить?
Входят дети (казачья народная музыка «Казачата»)
– Здорово, ночевали, казаки и казачки?
Дети. Слава Богу!
Хозяйка-казачка.
Хозяева встречают,
Поклоном отвечают.
Приглашают в дом гостей,
Чтобы было веселей.
– Давайте ребята, встанем в круг, пусть поздороваются наши пальчики.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Хозяйка-казачка. Ребята! Я очень рада вас видеть у моего куреня. А что такое курень? (Ответы детей).
-Проходите в хату, присаживайтесь на самые удобные скамейки. Посидим рядком, поговорим ладком.
Показ презентации:
-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на экране слайд 1,2,3, 4).
-В казачьих семьях глава семьи казак (изображение на экране 5 слайд) А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) 6 слайд.
-А как называли жену казака? (Казачка) 7 слайд.
-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб).
- Сейчас девочки исполнят танец как казачки ходили за водой.
Исполняется танец под нар. каз. песню «Пошла млада за водой».
-Сегодня у нас будет праздник большой, праздник радостный. По старинному обычаю у казаков он называется посиделками (8 слайд). Посмотрите, ребята, сколько в моей горнице интересных старинных вещей назовите их.
-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? Изображение на экране. (В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная) 9 слайд.
-А молоко в чем хранили? Изображение на экране (Глиняный сосуд, который называется глэчик) 10 слайд.
-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? Изображение на экране (Макитра-это горшочек из глины) 11 слайд.
-Ну, а чаем поили гостей из….(самовара). Правильно (12 слайд).
- С помощью какого предмета и хлеба встречают гостей? (Рушник-это длинное, вышитое полотенце для встречи гостей) 13 слайд.
-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, (изображение прялки) и ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (рубель и каталка) 14 слайд.
Сейчас я загадаю загадку. А вы попробуйте ее отгадать.
В избе – изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ,
А тушить не идет!
(Печка)
Изображение печи (15 слайд).
– Для чего людям нужна печь? (готовить еду, подогревать, греться на печи)
– Да, самое большое место в горнице занимает русская печь. Благодаря ей люди в старину грелись, лечились, спали на печи и даже мылись в печи. Артём знает стихотворение о русской печи.
Артём.
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи:
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка,
И баранья ножка!
– Ребята! Раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. Следит за чистотой. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузьма. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы дружные ребята? (Да)
– Давайте позовем домовенка Кузю.
Приходи к нам домовой!
Поиграем мы с тобой!
Не выходит
– Давайте позвеним в колокольчик.
Звучит муз. «Валенки». Выходит домовой.
Домовой: Здравствуйте, ребята, вы меня звали? (Да)
– А я к вам пришел не один, а с моими друзьями.
Отгадайте загадку:
Рано, рано по утру
Нам кричит ку-ка-ре-ку
Кто это? (Петушок)
Хозяйка- казачка. Больше всего на свете петушок любит петушиться. А любимое развлечение казаков «Петушиные бои».
-Давайте и мы покажем свою удаль.
Звучит муз. «Курица и цыплята».
П/и «Петушиные бои».
Домовой. Ой, ребята, а это кто?
Скор как стрела,
Силён как вол,
В поле – бурлак,
В бою – орёл.
(Конь)
Домовой. А кто знает, с кем дорожит казак дружбой?
Дети. С конём.
Звучит маленький фрагмент муз. «Пролегала путь дорожка». Появляется игрушка конь.
Домовой. Сейчас мы поиграем и узнаем, какие вы пословицы знаете о казаке и его коне. Передавайте по очереди эту подкову и рассказывайте пословицы.
Дети.
Артём. Казак силён и крепок дружбой с конём.
Настя. Верный конь казака никогда не подведёт.
Софа. Казаку конь – отец и товарищ дорогой.
Дина. Казак сам не поест, а коня накормит.
Катя. Казак без коня, что солдат без ружья.
Оля. Казак с конём и ночью и днём.
Наташа. Казаку конь себя дороже.
Кристина. Где Дон льётся туда и конь рвётся.
Домовой. Отгадайте следующую загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Хозяйка-казачка.
Появляется кошка в корзине.
-Посмотрите, какая кошечка у нас пушистая мягкая. Давайте ей погладим спинку.
Игровой массаж «кошка».
Мы погладим Мурке спинку
Будем кисоньку ласкать,
(ставят большие пальцы на бока и поглаживают спинку)
А теперь животик надо кошке почесать.
(Поглаживают живот)
И погладить шёрстку
Мурочке опять.
(Гладим гололву)
Мягкие у Мурки лапки,
Словно, бархатные лапки
(Поглаживают по очереди руки)
Мягкие у Мурки лапки,
Словно, бархатные лапки.
(Поглаживают ноги снизу вверх)
И за ушком Мурке надо почесать,
(Растирание ушей)
А она своим хвостом начнёт играть.
(«Повертеть хвостиком»).
Что любит делать кошка? (Молоко лакать)
– Давайте киске поможем лакать молоко.
Артикуляционная гимнастика «Кошка лакает молоко»
Домовой. Есть у меня ещё один друг.
С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается.
Доят, а не корова.
С пухом, а не птица.
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.
(Козёл)
Звучит маленький фрагмент муз. «Животные на воле». Появляется козёл.
Козёл. Здравствуйте, ребята – казачата, а вы играть любите? (Да).
А со мной поиграйте? (Да).
Проводится игра «Ай дили, дили, дили» под фортопионо.
Кузьма. Вот вы и познакомились с моими друзьями. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге. А сейчас, делу – время, а потехе – час!
Казачка – хозяйка.
– А что ты такой грустный?
– Да мой веничек сломался. Как я теперь буду помогать по-хозяйству, чем я буду подметать?
– Да ты не расстраивайся. Мы как раз с ребятами вчера венички сделали да такие красивые, теперь веничков у тебя будет много.
Дети дарят подарки венички домовому.
– Спасибо, ребята, за заботу! А мне уже пора идти, устал я. До свидания!
Хозяйка- казачка. Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях донского казачества. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.
-Дом, в котором жили наши предки (курень)
-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)
-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)
-В чем замешивали тесто? (в макитре)
-Воду приносили из ….(колодца)
-Вкусный чай пили из …. (самовара)
-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)
-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (рушник).
Ой, а какой запах в хате – это мои пирожки в печи поспели. (Достаёт пирожки из печи).
-А теперь приглашайте гостей к чаю.
Дети: Милости просим гости дорогие!
Хозяйка-казачка. Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу.
Посидели мы на славу,
Говорили от души.
Чай уж пить давно пора,
Приглашаем вас, друзья!
Чаепитие.
Звучит песня «Казачата». Дети с гостями идут пить чай.