МААМ-картинки

Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе

Марина
Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе

Нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом в последнее время встречаются, к сожалению, все чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, снижает познавательную активность. Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики, координации движений, пониженное внимание, быстрая утомляемость. Поэтому главным в работе с такими детьми становится комплексный подход: согласованность действий логопеда, воспитателя и специалистов. Осуществлению такого подхода эффективно способствуют интегрированные развивающие игровые занятия, планируемые в соответствии с лексическими темами. Они проводятся как совместная деятельность с детьми воспитателя и музыкального руководителя и включают развивающие, речевые и музыкальные игры, упражнения для развития коммуникативных навыков, эмоциональной и двигательной сфер ребенка, элементы психогимнастики. Инте-грированные игровые занятия предполагают частую смену видов деятельности, что позволяет поддерживать необходимый уровень работоспособности и внимания даже у детей с повышенной возбудимостью.

Публикация «Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе» размещена в разделах

Использование на занятиях произведений литературы, музыки и живописи в комплексе повышает эмоциональность восприятия, помогает формировать пред-ставление о художественном образе. В свою очередь понимание художественного образа и сопоставление его с собственными чувствами и настроением актуализиру-ет речевые высказывания детей.

Картина, музыкальное произведение — это тот же рассказ, но не словами, а дру-гими средствами, которые дают основу образному мышлению, способствуют воз-никновению новых ассоциаций. Природа ребенка и природа искусства родственны в первую очередь чувственным аспектом познания, а важнейший компонент худо-жественного мышления — ассоциация, то есть способность соотносить предметы и явления, устанавливать посредством воображения их новые связи. Музыкальные произведения, грамотно подобранные с учетом возраста и индивидуальных особен-ностей детей, обогащают эмоциональную сферу, способствуют развитию умения дифференцировать разные настроения, развивают чувства эмпатии. Таким об-разом, рассматривание картин, слушание музыки и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга.

Ознакомление с произведениями искусства развивает способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и созданными средствами живописи, музыки, движения и т. д. Рассматривая репродукции картин и иллюстрации, ребенок вглядывается в образ, устанавливает некоторые связи, делает простые выводы, у него возникают ассоциации с собственным опытом, чувствами. Также стимулируют речевую деятельность детей игровые задания, ин-тересные вопросы. Целесообразно иногда заканчивать совместную деятельность рисованием, что позволяет детям воплотить свои ощущения и чувства в видимые образы, а затем выразить их словесно при обсуждении или в комментариях к рисунку. Включение в организованный образовательный процесс подвижных игр, речи с движением, упражнений на расслабление и релаксацию дает детям отдых и позволяет удерживать внимание и познавательный интерес на протяжении всего времени общения.

Основные цели интегрированных развивающих занятий.

- обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной дея-тельности детей;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления;

- формирование интереса к произведениям музыки, литературы и изобрази-тельного искусства.

Мы в нашей группе стараемся по возможности управлять развитием детей, побуждать их активно действовать в различных системах координат, в свободной деятельности и в специально созданных условиях передачи детям социального опыта (знаний, умений, навыков). Гибкий подбор содержания, форм и методов воздействия мобилизует весь личностный потенциал детей (интересы, познавательные способности, практические умения, что обеспечивает достаточность их развития.

Мы строим свою работу так, чтобы поддерживать у детей жизненный тонус, уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, целенаправленность, общительность, мажорное состояние духа, создаем среду, в которой дети чувствуют себя достаточно комфортно и спокойно.

В основе организации педагогического процесса лежит интеграция задач различных содержательных деятельностей. Большой удельный вес в интеграции принадлежит природоведению, что дает возможность учесть гуманитарную направленность ребенка, его биоритмы, потребность к общению с природой. Такой же удельный вес отводится и задачам по художественному, трудовому воспитанию, которые наполняют деятельность детей особым, художественно-практическим, новым для них содержанием. В этом значении они позволяют в максимальной степени синтезировать представления о предмете через овладение навыками мелкой моторики.

В математических занятиях, несмотря на преобладающую левополушарную активность мозга (развитие пространственных представлений, категорий времени, конечно — бесконечном, системы доказательств и т. д., определенное внимание уделяется и взаимодополняющей активности правого полушария, поскольку занятия проводятся в игровой манере, с постоянным чередованием интеллектуально-рассудочных, эмоционально-образных и двигательно-активных форм деятельности.

Развитие образного мышления, художественно-зрительного восприятия осуществляется посредством рассматривания и обсуждения художественных произведений с выражением индивидуально значительного, нравственно-эстетического и эмоционально-экспрессивного содержания. Через механизм эмоционального подражания и психической интуиции удается эмоционально оживить «левополушарных» от природы детей, которые постепенно начинают сопереживать с остальными детьми, что оказывает благотворное действие на их психическое и физическое развитие.

Посредством выделения формы, композиции, цветовой гаммы в произведениях изобразительного искусства происходит развитие аналитически системных и абстрактно логических функций мышления, что, с одной стороны, выравнивает одностороннюю правополушарную направленность личности, а с другой стороны, совершенствует левополушарные функции у природно предрасположенных детей.

Использование интеграционных занятий дает значительный эффект развитию словаря и всех видов речи детей. К этому детей ведет сама технология организации учебного процесса, требующая интенсивного развития внутренней и внешней речи, ставящая их перед необходимостью разъяснять, объяснять, планировать, убеждать, рассказывать о предметах, явлениях, о себе, выражать отношение к окружающему миру.

Хотелось бы отметить положительный результат, наблюдаемый нами в развитии интеллекта, эмоций и качеств личности детей, успех продвижения детей в целостном, гармоничном их развитии, что позволяет им достаточно легко адаптироваться к школьной системе обучения, работающей по программе повышенной сложности.

Публикации по теме:

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Влияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольниковВлияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 19:55
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД