Папки-передвижки

Интегрированный урок по слушанию музыки «Форма рондо» в ДШИ

Ирина Корбукова
Интегрированный урок по слушанию музыки «Форма рондо» в ДШИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

по слушанию музыки

«ФОРМА РОНДО»

подготовила

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Корбукова Ирина Анатольевна

2018

Интегрированный урок по слушанию музыки. ФОРМА РОНДО».

Цель урока : получить представление о форме рондо и ее использовании в различных видах искусства.

Задачи:

Развивающие:

Публикация «Интегрированный урок по слушанию музыки „Форма рондо“ в ДШИ» размещена в разделах

1. Формировать умение работать со схемами;

2. Развивать навык сопоставления;

3. Научить выделять главное в поиске примеров формы рондо в различных видах искусства

Образовательные:

1. Дать представление о форме рондо;

2. Рассмотреть понятия рефрена и эпизода;

3. Познакомить со схемой рондо;

4. Обобщене знаний, полученных при изучении нового материала с привлечением интерактивных методов обучения как фактора повышения мотивации учащихся;

5. Проследить, каким образом воплощена форма рондо в других видах искусства

Воспитательные:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

2. Реализация творческого потенциала.

Тип урока : получение новых знаний.

Прогнозируемые результаты:

1. Дети получат представление о музыкальной форме рондо;

2. Научатся работать со схемами;

3. Смогут, анализируя,искать примеры аналогичной формы в других видах искусства;

4. Смогут сочинять пьесы в форме рондо. ;

Материалы и оборудование: ноутбук, фортепиано, карточки для схем, клавиры Сонат Гайдна, распечатанные фрагменты стихотворения, карандаши, бумага.

Ход урока

1. 1. Повторение пройденного материала.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы познакомились с простыми формами и одной сложной. Перечислите их (период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная, вариации). А теперь давайте составим эти формы из ваших сочиненных периодов.

Дети: ученики поочередно проигрывают свои сочинения и выкладывают схему данной формы из заготовленных карточек.

2. Объяснение нового материала.

Принцип повторности лежит в основе ещё одной музыкальной формы – рондо. Во Франции в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод». В рондо есть наиболее важная тема – рефрен. Она повторяется не менее 3 раз раз, чередуясь с новыми темами – эпизодами. Почему не менее 3 раз? Какая форма тогда получится? (трехчастная). Рефрен является носителем основного образа С него начинается и им заканчивается форма. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы замкнутый круг.

Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь ещё в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Вот отрывок стихотворения-рондо французского поэта 19 века Пьера Беранже.

«Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Старик-король, укрывшись в башне-келье,-

О нём нам страшно и шепнуть,-

Решил на наше скромное веселье

Сегодня издали взглянуть.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Народ поёт, смеётся, веселится…

Король чурается людей.

Вельмож, народа, бога он боится,

Наследника-всего сильней.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты, и фагот!

Давайте то, что повторяется в этом отрывке, обозначим буквой А, а то, что изменяется - В и С (читается ещё раз стихотворение). Выкладываем буквы с карточками. Получилась схема формы рондо :

А В А С А

А теперь давайте вспомним содержание сказки Колобок. А потом попробуем составить схему этой сказки, из начальных букв персонажей. колобок – К, заяц – З, волк – В, медведь – М, лиса – Л. Напишите полученную схему в тетради. Проверяем и исправляем ошибки. Вспоминается последовательность событий, о которых повествуется в сказке.

К З К В К М К ЛК

Обратите внимание на схему, которая у нас в результате получилась. Что вы можете о ней сказать?

Дети: Все буквы меняются, а»К» повторяется несколько раз, чередуясь с другими.

Преподаватель: Правильно! C колобка действие началось, колобком действие и закончилось. Получается замкнутый круг, а «круг» в переводе на французский язык.? (рондо).

И если бы персонажи пели песенки, то вы бы услышали, что песенка Колобка повторяется. Такое же строение будет иметь и музыкальная форма рондо. ( Записать определение: Рондо – это форма, основанная на чередовании основной темы- рефрена с другими темами - эпизодами).

В такой форме написана 3 часть «Сонаты Ре мажор» и 3 часть «Сонаты Ми минор» Й. Гайдна. Откройте клавиры. Давайте послушаем их (звучат 3 части сонат)и составим схемы. Сколько частей у нас получилось?»

Дети:отвечают, а затем выгладывают схемы из карточек.

Форма рондо широко используется не только в инструментальной, но и в вокальной музыке. Например, рондо Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Трусливый витязь наполнен горделивой мыслью о победе над своим соперником и думать не может ни о чём другом, а потому твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!» (звучит рондо Фарлафа). Именно эти слова являются рефреном. Почему?»

Дети :отвечают.

Преподаватель: А теперь давайте сочиним свою форму рондо. Мой период будет рефреном, а ваши-эпизодами. Каждый исполняет на фортепиано свой сочиненный период. И сразу же составляем схему формы. Сколько частей у нас получится?

Дети: играют по очереди свои периоды и затем выгладывают схему из карточек.

Преподаватель: Молодцы, ребята. Сколько частей у нас получилось?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Правильно. Справились с заданием.

3. Закрепление нового материала

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1) Какая тема является носителем основного образа?

2) Назовите схему формы рондо.

3) Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?

4) Как называется темы, которые чередуются с главной?

5) Наименьшее количество повторов и почему?

6) С какой формой можно сравнить форму рондо? (с трехчастной и куплетной).В чем отличие?

4. Оценивание

-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием

5. Домашнее задание:

сочинить пьесу в форме рондо, можно с использованием знакомых мелодий. Составить схему и записать.

Подведение итогов урока. В первый год обучения музыкальной литературе делается акцент на роль элементов музыкальной речи и музыкальные формы в создании музыкального образа. Главная цель обучения – привить любовь к классической музыке, научить е понимать, правильно слушать, анализировать, говорить о музыке словами. Урок получился интересный и насыщенный. Классическая музыка чередовалась с стихотворениями, сказками и сочинениями. Учащиеся работали активно, с желанием, проявляли инициативу и любопытство.

Список литературы

.

1. Книга о музыке. Популярные очерки. Сост: Головинский Г., Ройтерштейн. - М., 1988.

2. Михеева Л. Музыкальный словарь в картинках. - М., 1988.

3. Музыка. Книга для шестого класса. Сост. Алиев Ю., Гембицкая Е., Левандовская Л. - М., 1986.

4. Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран. - М., 1986.

5. Рыцарева М. Г. Музыка и я. /Популярная энциклопедия для детей. М., 1998.

Публикации по теме:

Традиционные и современные подходы к слушанию музыки «Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду» Музыка всегда занимала особое место в эстетическом и художественном.

Конспект цикла занятий по слушанию музыки в подготовительной группе «Песня жаворонка» П. И. Чайковского Первое занятие. Цель: определять характер муз. произведения в целом- радостный, весёлый, светлый (Если дети на этом занятии отметят смену.

Конспект цикла занятий по слушанию музыки в подготовительной группе «Танец дикарей» Е. Нака Занятие первое Цель: развивать умение слушать музыку, объяснить кто такие дикари Ход занятия: Муз. руководитель: Ребята, вы любите танцевать?.

Конспект занятия по слушанию музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов» Конспект беседы по слушанию музыки Тема: П. И. Чайковский «Вальс цветов» (слушание музыки). Образовательные задачи: - продолжать знакомить.

Методическая разработка «Музыкатерапия в процессе слушанию музыки» Шерстякова Ольга Методическая разработка «Музыкатерапия в процессе слушанию музыки» «Детский альбом» П. И. Чайковского для детей 5–6-лет.

Методическая разработка занятия по слушанию музыки в подготовительной группе «Баллада о лесном пожаре» А. Арутюнова. БАЛЛАДА О ЛЕСНОМ ПОЖАРЕ 1-Е ЗАНЯТИЕ. - Ребята, сегодня - мы с вами послушаем песню, которая называется «Баллада о лесном пожаре.

Урок для учащихся ДШИ «Малые жанры фольклора» Тема урока: Малые жанры фольклора. 1. Ход урока. 2. Организационный момент. Цель урока: «Знакомство с малыми жанрами фольклора». Оборудование:.

Открытый урок в ДШИ «Развитие творческих способностей посредством вокально-хоровой работы в хоре» Введение Хоровое пение – основа музыкальной культуры. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути.

Открытый урок «Введение в образовательную программу» для учащихся ДШИ 8–9 лет МАУ ДО «Детская школа искусств им. А. И. Плотнова» г. Данков, Липецкая область КОНСПЕКТ открытого занятия по предмету «Прикладное.

Урок музыки в школе для детей с интеллектуальными нарушениями «Образ природы в произведениях музыки и живописи» в 6 классе Тема: «Образ природы в произведениях музыки и живописи». 6 класс. Цель: • Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный урок по слушанию музыки «Форма рондо» в ДШИ
Опубликовано: 30 декабря 2018 в 14:08
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД