марина лупенко
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Знатоки педагогической этики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Повышение компетентности педагогов в области педагогической этики, речевого этикета.
2. Формирование навыков позитивного общения воспитателей, умение работать в коллективе.
Оборудование: игровое поле, волчок со стрелкой, конверты с вопросами, музыкальное сопровождение, черный ящик, мольберт.
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», посвященную педагогическому такту и педагогической этике.
Публикация «Интеллектуальная игра „Что? Где? Когда?“ по теме „Знатоки педагогической этики“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности, что связано с процессами демократизации общества, а также со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся социально-экономическим отношениям
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога.
К основным её категориям относятся педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость. Развитие педагогической этики оказывает положительное влияние на характер взаимодействия учителя с учащимися, родителями, коллегами, способствует улучшению нравственно-психологического климата коллектива школы, усилению положительной роли семьи в воспитании детей.
Педагогическая этика — это еще молодая наука, изучающая нормы поведения преподавателя в ус-ловиях целенаправленного учебного процесса. Она несомненно тесно связана с психологией и педагогикой, а составными частями педагогики, как вы помните, являются воспитание, образование и обучение как средство воспитания и образования. Следовательно, можно, вероятно, условно говорить о педагогической этике образования и педагогической этике воспитания.
Современная педагогическая этика образования диктуется специфическими особенностями нашего времени: рыночная экономика повлияла на мировоззрение людей, ломаются стереотипы у самих пе-дагогов.
Выступления воспитателей:
Педагогическая этика и такт, педагогическая ситуация
Выбор капитана команды
1 раунд
С какими явлениями общественной жизни связано пристальное внимание к вопросам педагогического такта и педагогической этики?
(Современная педагогическая этика образования диктуется специфическими особенностями нашего времени: рыночная экономика повлияла на мировоззрение людей, ломаются стереотипы у самих пе-дагогов, процессами демократизации общества, а также со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся социально-экономическим отношениям)
С какими науками тесно связана педагогическая этика? (педагогика и психология)
Дайте определение понятию «Педагогическая ситуация» (это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе, и которая требует решения)
Что лежит в основе педагогической ситуации? (недовольство, разногласие, противодействие – конфликт)
На какие явления распространяются правила педагогической этики? (на формы приветствия и обращения, общение с коллегами, воспитанниками, родителями, отношение к старшим по возрасту и положению, поведение за столом,
2 раунд
Речь, одежда, аксессуары, обувь (5 вопросов)
3 раунд
Черный ящик (раньше этот предмет был свинцовым, и пользоваться им было неудобно, но потом прошел стадию обновления и доработки и теперь им пользуются все)
Блиц турнир для капитана «Подбери речевую формулу»
-когда предполагается условленная встреча (до встречи)
-в любой ситуации с оттенком пожелания (всего хорошего)
-дружеское с оттенком фамильярности (привет, пока)
-грубовато-сниженное, нелитературное (бывай, будь, давай)
-непринужденное дружеское прощание (счастливо)
-в любой ситуации (до свидания)
4 раунд
Реши педагогическую ситуацию
Проблема: Мама бесконечно опаздывает за ребенком. Конфликтовать нельзя, хвалить – тоже. Ваши действия.
Анализ задачи: Что есть? – мать, которая постоянно опаздывает за ребенком в детский сад.
Что не устраивает? – воспитатель задерживается на работе.
Что нужно? – чтобы мать вовремя приходила забирать ребенка.
Конфликт: желание воспитателя уйти домой вовремя конфликтует с регулярными опозданиями матери.
Противоречие: если воспитатель будет постоянно напоминать маме о времени, то «+» мама возможно перестанет опаздывать, «-» возникнут конфликтные отношения.
Задача решается одним из типовых приемов разрешения противоречий «обратить вред в пользу» : сборы ребенка домой занимают личное время не только воспитателя, но и матери.
Конкретное решение: непосредственно перед приходом матери воспитатель занимает ребенка интересным делом или игрой. Когда мать приходит, ребенок неохотно идет домой. Воспитатель настаивает на том, чтобы ребенок убрал за собой игрушки. Матери приходится ждать…
Проблема: Воспитатель огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь». Как привлечь пассивных родителей?
Задача: Что есть? – группа родителей;
Что не устраивает? – не все родители присутствовали на встрече.
Что нужно? – чтобы в следующий раз они пришли.
Конфликт: желание воспитателя привлечь родителей к участию во встречах конфликтует с нежеланием родителей в них участвовать.
Противоречие: родители должны участвовать во встречах, так как информация важна для них, и родители не должны участвовать во встречах, если им это не интересно.
ИКР: Родители сами изъявляют желание участвовать во встречах.
Ресурс: информация, интересная для родителей;
Конкретное решение: Накануне ненавязчиво поделиться с родителями, что на встрече будет интересная информация об их детях. Подготовить красочное объявление с рекламой предстоящей встречи. Раздать каждому родителю приглашение на встречу.
13. В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.
Какой найти способ, чтобы повернуть детей к отверженному мальчику.
О гиперактивном ребёнке"
Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
Что может предпринять педагог в такой ситуации?
Исследователь предложил детям в детском саду нарисовать тематический рисунок “Моя семья”.
Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках.
Педагог спросил Петю : “Почему ты себя не нарисовал?” – “А я не уместился”, – ответил мальчик.
Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?
Из разговора двух молодых мам: “Моя Алена (2года 10 мес) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала – ей уступили. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.
В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: “Не хочу, не пойду”.
Что случилось с девочкой. Объясните причину данной ситуации? Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.
21. Коля – мальчик подвижный. Его руки все время чем-то заняты. Он хватает попавшиеся на глаза предметы. Чертит карандашом. Его посещает много идей. И все их он стремится тут же высказать. Коля непоседа, во всем он хочет поучаствовать, все попробовать, но очень быстро бросает начатое дело и хватается за новое. Маме это не нравиться. Она все время его сдерживает, успокаивает.
Объясните, почему невозможно непоседу сделать спокойным?
Из разговора двух молодых мам: “Моя Алена (2года 10 мес) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала – ей уступили. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.
В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: “Не хочу, не пойду”.
Что случилось с девочкой. Объясните причину данной ситуации? Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.
Итоги: Уважаемые знатоки! Вы справились с заданиями отлично. Надеюсь, информация, которую вы получили сегодня, будет для вас полезной.