Интеллектуальная викторина для воспитателей «Что вы знаете о русской народной культуре?»

Ольга Белозерцева
Интеллектуальная викторина для воспитателей «Что вы знаете о русской народной культуре?»

Интеллектуальная викторина

«Что вы знаете о русской народной культуре

Задачи:

повысить интерес педагогов к народной культуре;

расширять знания педагогов о русской народной культуре;

развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Ход игры:

Ведущий: приоритетным направлением в моей работе является приобщение детей к истории России, которое направлено на возвращение уважения к национальным культурным ценностям, воспитанию в детях любви к Отечеству, привитию тех нравственных норм, которые помогут им стать настоящими людьми. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю, имеющую свой язык и свой голос. Однако чтобы на должном уровне проводить работу по этому направлению, нужно обладать достаточным объёмом необходимых знаний. Именно с этой целью мы проводим сегодняшнее мероприятие.

Итак, предлагаю вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд.

1-я команда: «Сударушка»

2-я команда: «Лебёдушка»

Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри. Представляются члены жюри.

Итак, мы начинаем!

1 конкурс: Загадки

— Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка? (Загадки — это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений. Русские народные загадки ясные, поэтичные.)

Всем: У бабушки сейф

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной

А дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком. (сундук)

1. Кто в избе рогат? (ухват)

2. Черный конь прыгает в огонь. (кочерга)

1. До обеда сгоряча

Поработает с плеча-

И в итоге, будь здоров,

Наломает столько дров. (топор)

2. Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Все семейство вечерком

Угощает он чайком. (самовар)

1. Видит пламя народ,а тушить не идет. (печь)

2. Набита пухом,

Лежит под ухом. (подушка)

1. Стоит столб,

Горит свет,

А углей нет. (Свеча)

2. Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)

1. Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею. (Веретено.)

2. В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер. (Лапоть.)

2 конкурс- «Сказки»

Разминка- Закончи имя сказочного героя:

Кощей … Бессмертный

Елена … Прекрасная

Василиса … Премудрая

Сестрица Аленушка

Братец … Иванушка

Финист …Ясный сокол

Крошечка … Хаврошечка

Змей … Горыныч

Сивка … Бурка

— А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Любите сказки? А что такое сказка, знаете? (Сказка — это занимательный, рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)

- Попробуем угадать, что это за сказка?

1. Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела креп-ко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. («Репка»)

2.- Колотил да колотил, по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)

1.- А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пиро-жок! («Маша и медведь»)

2.- Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота, вы-глянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)

1.- Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

2.- Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

3 конкурс- Пословицы

Куй железо, …пока горячо

Для Родины своей…ни сил, ни жизни не жалей.

Один в поле…. .не воин

Что посеешь… то и пожнешь.

Век живи…. век учись.

Вешний день…. год кормит.

Какие труды…. такие и плоды.

Слово не воробей…. вылетит, не поймаешь.

С кем поведешься…. от того и наберёшься.

Не имей сто рублей… а имей сто друзей.

Под лежачий камень…. вода не течёт

«Переведите» пословицу, поговорку на русский язык:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.)«Ба-ба с возу – кобыле легче».

«Красота сердца дороже красоты лица» (япон.)«Не будь складен, а будь ла-ден», «Не ищи красоты, ищи доброты».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Глаза – зеркало души».

«Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.)«Из огня да в полымя».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)«Язык до Киева доведет».

«Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.)«На безрыбье и рак рыба».

«Молчаливый рот – золотой рот» (нем.)«Слово – серебро, молчание – золо-то».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.)«Соловья баснями не кормят».

Кто больше всех назовет пословиц, поговорок, считалок с цифрой 7.

Семь бед — один ответ.

Семеро одного не ждут.

Вятские хватские, семеро одного не боятся.

Семь пятниц на неделе.

Одним махом семерых убивал.

У семи нянек дитя без глаза.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4 Конкурс «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о вели-колепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас вам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь?

(Загадки о художественных промыслах)

1) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)

4) Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись.)

5) Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

6) Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

7) Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)

8) Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки —

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба.

5 конкурс Музыкальный

«Угадай мелодию» мелодии р. н. п.

Назови движения русского танца (простой шаг, переменный шаг, шаг с при-топом, припадание, дроби, гармошка, ковырялочка, веревочка, полочка, хло-пушки, полуприсядка,присядка)

Кто кого перепляшет

6. Конкурс кроссворд.

По горизонтали:

1. Словесное упражнение на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. (скороговорка)

2. Жанр детского фольклора, используемый для распределения ролей в предстоящей игре. (считалка)

3. Песня, исполняемая при укачивании ребенка. (колыбельная)

4. Основной вид устного народного творчества, художественной повествование фантастического или бытового характера. (сказка)

5. Обрядовая песня, которая исполняется в ночь под Рождество. (колядка)

6. Краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказанья или житейского приговора. (пословица)

7. Насмешливая рифмованная прибаутка. (дразнилка)

По вертикали Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение.

7 конкурс «Особенности русского быта»

Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и куль-туре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)

Я буду задавать вопросы, а вы давать правильные ответы.

Что значит выражение «накормить березовой кашей»? (Наказать, похлестать веткой.)

«Собственную бороду оплевал». (Сильно осрамившийся человек.)

Не мытьём, так катаньем

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.

Заруби-ка себе это на носу

Это выражение сегодня говорят часто в полной уверенности, что имеется ввиду нос. Обыкновенный человеческий нос. Иногда ещё и показывают на нос. Между тем, это ошибка… Носом раньше называлась специальная дощечка для записей. Её носили вместе со специальными палочками, которыми делали разнообразные заметки или зарубки на память. Действительно, в древности, при всей её суровости, на память никто на своём личном носу никакие зарубки не делал.

"Мастер кислых щей"

О том, кто мало, что умеет, мы говорим «мастер кислых щей». Происхождение у поговорки довольно простое. Кислые щи (видимо, в самой простой вариации) были немудрёной едой: вода да квашеная капуста. Приготовить щи было нетрудно. И если кого-нибудь называли «мастером кислых щей», это означало, что ни на что путное он не годен.

«Подложить свинью»

Выражение «подложить свинью», то есть сделать кому-то что-то плохое, по всей видимости, связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если человеку в пищу незаметно подкладывали свинину, то тем самым делали очень серьёзную пакость.

"Бить баклуши"

Сегодня выражение «бить баклуши» означает ничего не делать. Между тем, раньше битьё баклуш было занятием. Хотя и довольно простым… Посуду в далёкие уже времена в основном делали из дерева: чашки и ложки, «братины» и тарелки – всё было деревянным. Но чтобы вырезать что-то, от бревна нужно было отколоть чурку – баклушу. Это было лёгкое, пустячное дело, которое поручалось подмастерьям. Это занятие так и называлось «баклуши бить». Мастера в шутку называли подсобных рабочих «баклушечниками». Так, из шуток мастеров и появилось это выражение.

"Не ко двору пришелся"

Когда занимаешься изучением пословиц и поговорок, удивляешься, из какой старины они иногда происходят. «Не ко двору пришёлся»– У этой поговорки есть интересная мифологическая основа. Согласно ей на подворье (на дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А если не понравится, то или убежит, или заболеет. Что делать… не ко двору…

III. Подведение итогов

Ведущий: Вот и закончилась наша игра-викторина. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать. Мы ещё раз убе-дились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего наро-да.

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину!»

Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч!»

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Знакомство детей с русской народной песней» Знакомство детей с русской народной песней. Одной из основных задач художественно- эстетического воспитания дошкольников является формирование.

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к русской народной культуре .

Деловая игра для педагогов «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Деловая игра для педагогов «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Цель: привлечь педагогов к изучению данной темы, посредством приобщения их к культурному наследию. Вступление Формирование у детей патриотических.

Педсовет в ДОУ «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» (фотоотчет)Педсовет в ДОУ «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» (фотоотчет) Цель педсовета: Внедрение нетрадиционной формы работы с детьми в области русской народной культуры" Педагоги были разделены на 2 команды:.

«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа)«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа) Цель:Продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Воспитывать в детях гордость за достижения русского народа. Стремиться к тому,.

Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклоруПриобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклору В рамках тематической недели "Приобщение к национальной культуре" для детей группы "Солнечные лучики" я провела много познавательных мероприятий. Мы.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Семинар — практикум для воспитателей «Что вы знаете о русской народной культуре?» Семинар – практикум для воспитателей. «Что вы знаете о русской народной культуре?» Воспитатель Шухова Анна Васильевна МДОУ№110 Ярославль.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «История русской народной культуры» .История русской народной культуры. Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов, Повышение интереса педагогов к расширению.

Викторина для детей дошкольного возраста по русской народной сказке «Лиса и кот»Викторина для детей дошкольного возраста по русской народной сказке «Лиса и кот» При работе с детьми очень важно прививать любовь к чтению, учить детей анализировать прочитанное это способствует развитию мыслительной.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Интеллектуальная викторина для воспитателей «Что вы знаете о русской народной культуре?»
Опубликовано: 4 июня 2016 в 16:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста Вопросы пожарной безопасности для детей очень важны, поэтому, родители,...
Осенний праздник во второй младшей группе «Воронушка»
«Воронушка» Осенний праздник во второй младшей группе Оборудование: Искусственные деревья «Капельки» из картона ( к каждой «капельке» прикреплена...
Фотоотчет о коллективной работе детей старшей группы «Транспорт»
В течение недели, посвященной лексической теме «Транспорт. Профессии на транспорте», дети знакомились с видами транспорта в соответствии со средой...
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс в средней группе [/b] Двадцать третье февраля. Пусть под снегом вся земля, Но готов у нас зачин: В...
Фото зарисовка «Снежные знаки зодиака»
Дорогие друзья! Не могу не поделиться с вами красотой, которую создали коллеги из образовательных учреждений нашего города. 16 февраля на городском стадионе...