Интеллектуальная викторина «Путешествие в прошлое России»

Наталия Попова
Интеллектуальная викторина «Путешествие в прошлое России»

Цель викторины : систематизировать и закреплять знания педагогов по истории России

Задачи:

• формировать чувства причастности педагогов к наследию прошлого России;

• способствовать развитию интереса воспитателей к работе по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Рекомендации по проведению

Для участия в игре приглашаются все педагоги. После каждого

раунда отсеиваются участники, набравшие наименьшее количество баллов. В результате выигрывает участник, набравший наибольшее количество баллов.

Ход викторины

Старший воспитатель. Одним из приоритетных направлений в работе нашего дошкольного образовательного учреждения является приобщение детей к истокам Русской народной культуры.

Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным духовно- культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные качества, которые помогут им впоследствии

считать себя настоящими людьми – для этого необходимо изучать историю и культуру нашего народа. Чтобы на должном уровне вести работу с детьми в данном направлении, педагогам необходимо самим обладать достаточным необходимым запасом знаний. В ходе нашей игры мы определим самого эрудированного воспитателя, знающего историю русской народной культуры

Оценивать конкурс будет жюри.

Первый раунд

1.Вопросы: В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома? (зимой, летом, весной, осенью)

(Комментариий. В крещенские морозы дерево самое сухое, в нем практически нет сокодвижения. Деревья именно рубили,а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения с окружающей средой, и дерево лучше и дольше сохранялось)

2. Какой день масленой недели назывался «широким» ?

• Вторник

• Среда

• Четверг

• Пятница

(Комментарий. С четверга начинались настоящие масляничные гуляния, именно этот день назывался «широким»)

3. Как назывались хозяйственные постройки крестьянского двора, которая строилась на сваях.

• Хлев.

• Амбар.

• Рига.

• Гумно.

(Комментарий. Амбар иногда ставили не на земле, а поднимали на столбах - сваях.Тесали такие столбы с хитростью: верх делали наподобие шляпки у гриба. В этом случае грызуны пробраться к амбару не могли. По столбу еще можно было забраться, а дальше шляпка не пускает)

4. Какое дерево сажал крестьянин в середине места, выбранного для строительства избы?

• Ель

• Березу

• Дуб

• Иву

(Комментарий. Березу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и добро.)

5. как называлось основание печи в крестьянской избе?

• Устье

• Шесток

• Опечек

• Конек

(Комментарий. Основанием печи служило печеное место, или опечек).

6. Как называлось родовое имение боярина, которое передавалось по наследству?

• Вотчина

• Усадьба

• Поместье

• посад

7. Как назывались бродячие актеры на Руси?

• Трубадуры

• Пилигримы

• Скоморохи

• Сказители

8. Как назывался в крестьянском доме правый от печки угол?

• Бабий кут

• Красный угол

• Гостевой угол

• иконостас

(Комментарий. Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка дома, здесь все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой, левый от печки угол назывался красным, т. е красивый. Это было особое место для гостей)

Второй раунд

Во второй раунд проходят 10 участников

В этом раунде я буду задавать вопросы о фольклоре русского народа. Кто первым поднимет руку и правильно ответит на вопрос, тот и зарабатывает балл.

Вопросы:

1. Какое литературное произведение в древности было принято не рассказывать, а петь? (былины)

2. Няня, которая ходит за ребенком, поет ему песню (пестунья)

3. Протяжная ласковая песенка для маленьких детей (колыбельная).

4. Короткие, состоящие из двух или четырех строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию (частушки).

5. Ритмичная песенка – сопутствующая игре, с пальцами, ручками и ножками ребенка (потешка).

6. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое- либо явление (поговорка).

7. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл _ (пословица).

Третий раунд.

Старший воспитатель. В третий раунд проходят 5 участников.

В третьем раунде будут вопросы по пяти разделам.

1. «Мифология»

2. «Предметы старины»

3. «Русские народные промыслы»

4. «Храмы Руси»

5. «Русский народный костюм»

«Мифология»

1. Как в славянской мифологии зовут хозяина леса и зверей (леший)

2. Как назывались мелкие предметы, которые носили на шее и на шнурках? (обереги)

3. Кто в представлении славян был хозяином воды, чаще всего селился у мельницы или в омуте? (водяной)

«Предметы старины»

1. Точеная палочка для намотки ниток и плетения кружев

(коклюшка)

2. Обмотка для ног по сапог или лапоть, портянки (онучи).

3. Большой ящик с марионетками,в котором разыгрывалось представление на тему: Рождества христова (вертеп).

«Русские народные промыслы»

1. Что в переводе с греческого языка означает слово «Керамика»? (глина)

2. Русская народная игрушка, символ России у иностранцев (матрешка)

3. Искусство росписи по дереву, отличительной особенностью которого является украшение предметов такими узорами, как «травка», «кудрины»

«Храмы Руси»

1. Сколько глав у собора Василия Блаженного? (девять)

2. Как называются главные, художественно -оформленные двери в иконостасе? (царские врата)

3. Как называется столовая в монастыре, западная пристройка к храму

(трапезная)

«Русский народный костюм»

1. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиною ниже колена? (рубаха)

2. Как назывался крестьянский кафтан, из грубого, толстого сукна длиной до колен? (зипун)

3. Как назывался старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы? (кокошник).

Четвертый раунд

В четвертый раунд проходят два участника.

Старший воспитатель. Я буду по очереди задавать вопросы, касающиеся русских народных праздников. Каждый из вас ответит на три вопроса.

Вопросы участнику №1

1. Какой русский царь выпустил указ, согласно которому Новый год нужно было отмечать, как во всей Европе, 1 января (Петр Первый)

2. Как называется канун Рождества (сочельник)

3. Что символизирует собой масляный блин? (блин- символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство)

Вопросы участнику №2

1. Назовите главный атрибут троицы (береза)

2. Как называлось старинное зрелище с плясками, хороводами, театрализованными обрядами? (игрище)

3. Как назывался последний день пасхальной недели (красная горка).

Спасибо за участие, жюри подводит итоги, проходит награждение.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Памятные места нашего города» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание.

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание» СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Экологическое воспитание» Ст. воспитатель: Бочанская Наталья Васильевна. Воспитатели: Цунаева Светлана Вячеславна,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Интеллектуальная викторина «Путешествие в прошлое России»
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 02:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки