струева елена
Интеллектуальные игры в формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальные игры в формировании элементарных математических представлений.
Струева Елена Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Никольск
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Интеллектуальные игры в формировании элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей. В настоящее время в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая слова «не каждый будет математиком» безнадежно устарела.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Одним из педагогических условий, обеспечивающие эффективность развития математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях является создание развивающей предметно-пространственной среды.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Остановимся на интеллектуальных играх и пособиях. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
Игра - это потребность растущего детского организма. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Цель интеллектуальных игр : способствовать развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направленных на умственное развитие в целом.
Интеллектуальные игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
Интеллектуальные игры условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
К этой группе относятся игры, обучающие детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки.
Играя в такие дидактические игры, как “Какой цифры не стало?”, “Сколько?”, “Путаница?”, “Исправь ошибку”, “Убираем цифры”, “Назови соседей”, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
2. Игры путешествие во времени
Эти игры служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя».
3. Игры на ориентирование в пространстве
В эту группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Например, «Составь узор», «Путешествие по комнате»
4. Игры с геометрическими фигурами
Это игры с геометрическими фигурами. Они служат для закрепления знаний о форме геометрических фигур. Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, «Найди предмет похожей формы», «на что похоже»
5. Игры на логическое мышление.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество интеллектуальных игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Многие игры направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это такие игры как “Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?”, “Мельница”, и другие. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.
Интеллектуальная игра в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
К интеллектуальным играм относятся и игры В. В. Воскобовича. Игры Воскобовича Вячеслава Владимировича развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить и математические понятия. Самое интересное, что развивающие игры Воскобовича будут интересны, а значит, полезны не только дошкольникам, но и младшим школьникам. Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.
Игры, направленные на логико-математическое развитие.
Среди них выделяется Геокон-конструктор. Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.
Закрепление знания геометрических фигур предлагается проводить с помощью Квадрата Воскобовича, или вечного оригами, квадратная основа которого из ткани с наклеенными на нее треугольниками разных цветов.
Ребенок может складывать из них всевозможные геометрические фигуры, тренируя память, мелкую моторику, расширяя представления о геометрических понятиях.
Квадраты Воскобовича небольшого размера и их можно брать с собой в поездки, в поликлиники и даже на прогулки.
Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития- проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД, или, проще говоря, действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.