МААМ-картинки

Интеллектуальные игры в формировании элементарных математических представлений

струева елена
Интеллектуальные игры в формировании элементарных математических представлений

Интеллектуальные игры в формировании элементарных математических представлений.

Струева Елена Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Никольск

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Интеллектуальные игры в формировании элементарных математических представлений» размещена в разделах

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей. В настоящее время в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая слова «не каждый будет математиком» безнадежно устарела.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Одним из педагогических условий, обеспечивающие эффективность развития математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Остановимся на интеллектуальных играх и пособиях. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

Игра - это потребность растущего детского организма. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

Цель интеллектуальных игр : способствовать развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направленных на умственное развитие в целом.

Интеллектуальные игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Интеллектуальные игры условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

К этой группе относятся игры, обучающие детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки.

Играя в такие дидактические игры, как “Какой цифры не стало?”, “Сколько?”, “Путаница?”, “Исправь ошибку”, “Убираем цифры”, “Назови соседей”, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

2. Игры путешествие во времени

Эти игры служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя».

3. Игры на ориентирование в пространстве

В эту группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Например, «Составь узор», «Путешествие по комнате»

4. Игры с геометрическими фигурами

Это игры с геометрическими фигурами. Они служат для закрепления знаний о форме геометрических фигур. Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, «Найди предмет похожей формы», «на что похоже»

5. Игры на логическое мышление.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество интеллектуальных игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Многие игры направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это такие игры как “Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?”, “Мельница”, и другие. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.

Интеллектуальная игра в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

К интеллектуальным играм относятся и игры В. В. Воскобовича. Игры Воскобовича Вячеслава Владимировича развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить и математические понятия. Самое интересное, что развивающие игры Воскобовича будут интересны, а значит, полезны не только дошкольникам, но и младшим школьникам. Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.

Игры, направленные на логико-математическое развитие.

Среди них выделяется Геокон-конструктор. Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.

Закрепление знания геометрических фигур предлагается проводить с помощью Квадрата Воскобовича, или вечного оригами, квадратная основа которого из ткани с наклеенными на нее треугольниками разных цветов.

Ребенок может складывать из них всевозможные геометрические фигуры, тренируя память, мелкую моторику, расширяя представления о геометрических понятиях.

Квадраты Воскобовича небольшого размера и их можно брать с собой в поездки, в поликлиники и даже на прогулки.

Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития- проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД, или, проще говоря, действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Театрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представленийТеатрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представлений Использование театрализованной деятельности и математической игротеки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальные игры в формировании элементарных математических представлений
Опубликовано: 12 марта 2024 в 16:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД