Приложение МААМ

Интерактивные праздники как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

Ольга Дикарёва
Интерактивные праздники как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Семья- поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье,

Она для нас основа всех начал!

Е. А. Мухачева

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Публикация «Интерактивные праздники как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи» размещена в разделах

Проблемами взаимодействия семьи и дошкольного учреждения занимались основополжники отечественной педагогики – Н. И. Пирогов, М. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др.

Современные комплексные программы («Детство», «Радуга», «Истоки» и др.) направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоционального благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Однако их структурный анализ показывает, что в одних программах нечетко указаны задачи сотрудничества с родителями, в других — недостаточно конкретно методы и формы. Некоторые программы описывают преимущественно направления работы педагогического коллектива с детьми и в лучшем случае указывают на необходимость сотрудничества с их семьями.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Но зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т. к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними, в стремлении «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Признание приоритета «Семейного воспитания» требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями: «сотрудничество», «взаимодействие». Каким оно должно быть? Конечно, НЕТРАДИЦИОННЫМ!

А значит, при взаимодействии следует использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Цель работы:

повысить уровень эффективности сотрудничества ДОУ и семьи на основе использования интерактивных форм взаимодействия.

Были поставлены следующие задачи:

- Способствовать активному включению родителей в совместную деятельность.

- Развивать творческие способности и эстетический вкус детей и их родителей.

- Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.

- Формировать позитивные, бережные взаимоотношения между детьми и родителями.

- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель; родитель – педагог; родитель – ребенок.

Внедрение интерактивных форм взаимодействия – одно из важнейших направлений совершенствования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

Интерактивный (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Интерактивные праздники – это сюжетное событие, участие в котором вместе с детьми принимают и родители.

К данной группе форм относятся проведение совместных праздников, конкурсов, учебные практикумы для родителей, семейные клубы, театральные гостиные, экскурсии, встречи с интересными людьми и творческими коллективами, круглые столы, совместные проекты.

На первом этапе своей работы, на основе исследований Осиповой Л. Е, была проведена диагностика, которая помогла дифференцировать родителей на три условных группы:

1. Родители – лидеры (12%, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2 Родители – исполнители (27%, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

3. Родители – пассивные наблюдатели (61%).

Данные диагностического исследования помогли сделать вывод, что большинство родителей - это пассивные наблюдатели и наша задача повысить степень участия родителей в педагогическом процессе, через интерактивную деятельность.

Для организации интерактивной деятельности были созданы все необходимые условия в нашем дошкольном учреждении.

Макросреда:

театральный зал включает в себя

- сцену с кулисами и задником для декорации,

- зрительный зал с затемнением и местами для зрителей под интерьер

театра,

- ширмы для кукольных спектаклей (стационарная и передвижная)

гримёрная – костюмерная

- гардеробную для хранения костюмов, бутафории и атрибутов

- место для обучения созданию грима и работы над эмоциями у зеркала

- стеллажи для хранения разных видов театра

Микросреда - это театральные центры в группах:

элементы для мобильной организации театрализованной деятельности

- подвижные подиумы, ширмы, дидактические пособия,

музыкальные центры;

элементы гримё рной и костюмерной для индивидуальной работы и самостоятельной театрализованной деятельности: элементы костюмов, бутафории и атрибутов, зеркало для работы над эмоциями.

Детские праздники и развлечения воспринимаются родителями как развлечения для себя, устраиваемое воспитателем и детьми. И мы вместе с педагогами нашего детского сада решили попытаться изменить такую ситуацию.

Для активного включения родителей в совместную деятельность в своей работе используем нетрадиционные интерактивные формы сотрудничества.

Интересная форма работы игры- тренинги для родителей совместно с психологом дошкольного учреждения, на которых родители, так же как и их дети выполняли различные задания, как совместно с ребенком, так и индивидуально (что оказалось сложнее).

Театральные мастерские. Совместно с педагогом изостудии, родителями и детьми был проведен цикл мастерских «Сказка своими руками» по изготовлению театральных кукол по сказкам «Ку-ка-ре-ку», «Под грибом», «Стрекоза и муравей».

Традиционными стали конкурсы стихов в подготовке которых принимают участие родители (подбирают репертуар, разучивают, читают совместно с детьми)

Развивать эстетический вкус детей и родителей через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) помогают театральные гостиные, которым предшествуют совместная деятельность родителей и детей (разучивание стихов и песен, изготовление поделок).

Большой популярностью пользуются игровые - интерактивные программы.

В процессе подготовки которых мы активно стали привлекать родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, подсказывая идеи, материалы. Особенно удачно это получилось в программе «Путешествие к неведомым мирам» Родители стали активно исполнять роли в играх- драматизациях, театральных постановках («Кошкин дом», «Под грибом»).

Мамы гораздо активнее принимают участие в игровых интерактивных программах. Так например, в программе «Я и мамочка моя» участницы и пели и читали стихи, делились своими рецептами, танцевали. Мы попробовали создать такую же программу, с редкими гостями в дошкольном учреждении – папами, у нас получилось, и теперь это одна из наших традиций. И если в начале папы только выполняли несложные задания, то сейчас с удовольствием конструируют «военную технику», читают стихи, поют и делают это с огромным удовольствием.

Расширять представления о традициях родного края, о народных праздниках, развивать чувство сопричастности к народному веселью помогают такие игровые - интерактивные программы, как «Масленичный разгуляй», «Коляда- коляда». В данных мероприятиях родители активные помощники и участники (пекут блины, играют роли ряженных, организовывают катание на лошадях, изготавливают атрибуты) .

По окончание интерактивных праздников используем метод рефлексии. Родителям предлагаются карточки- смайлики для анализа эмоционального отношения участников и их отзывов о проведённом мероприятии.

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика с целью выявления степени участия родителей в педагогическом процессе, через интерактивную деятельность.

1. Родители – лидеры (27%, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2 Родители – исполнители (52%, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

3. Родители – пассивные наблюдатели (21%).

Из результатов повторного диагностирования видно, процент родителей-исполнителей и родителей- лидеров вырос в два раза, значительно уменьшился процент родителей- пассивных наблюдателей.

В процессе работы было принято решение о создании творческой группы в которую вошли наиболее активные родители. На регулярных собраниях творческой группы решались вопросы по организации мероприятий, распределялись обязанности, роли, разрабатывались сценарии, положения о конкурсах.

Благодаря интерактивным формам организации общения сложились теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Родители получили возможность пересмотреть приёмы и методы домашнего воспитания. Родители убедились в том, что их участие в жизни дошкольного учреждения нужно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребёнка.

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Цветок ко Дню семьи, любви и верности»Мастер-класс: «Цветок ко Дню семьи, любви и верности» Уважаемые, коллеги, поздравляю всех с замечательным праздником «Днём семьи, любви и верности»!Семья – для каждого человека это очень важно.

Фотоотчёт. Конкурс домашних работ «Я и моя семья».Фотоотчёт. Конкурс домашних работ «Я и моя семья». Добрый день, уважаемые коллеги! Семья - это самое главное в жизни ребёнка! Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные праздники как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
Опубликовано: 23 января 2014 в 14:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные праздники как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дикарёва (УИ 182640) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД