Лучший педагог года

Исследование нравственных ценностей учащихся младшего школьного возраста

Анна Порфирьева
Исследование нравственных ценностей учащихся младшего школьного возраста

ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлен обзор литературы по вопросам развития нравственных ценностей в младшем школьном возрасте. А также представлены диагностические данные младших школьников.

Ключевые слова: ценности, нравственные ценности, младшие школьники.

Публикация «Исследование нравственных ценностей учащихся младшего школьного возраста» размещена в разделах

Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, нарушение связи и духовно-нравственной преемственности поколений, трудности социализации, снижение воспитательной роли семьи актуализируют проблему целенаправленного и последовательного формирования нравственной культуры личности, основы которой закладываются в детском возрасте, являющемся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания, развития его нравственных качеств, приобретения субъектного опыта деятельности и поведения. Поэтому важно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут стать растущему человеку «действенным субъектом человеческого сообщества» (Д. И. Фельдштейн). По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.

Сегодняшнее подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Отсюда повышается ответственность найти адекватные современным условиям способы формирования нравственных ценностей учащихся, проведение работ, позволяющих убедительно показать детям непроходящий характер общегуманных ценностей таких, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.

Ценности – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Нравственные ценности – понятие этики, с помощью которого характеризуется значение для общества и человека социально-исторических явлений. В нравственных ценностях выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных потребностей в реальной жизни.

Ценностные ориентации – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.). В социологических концепциях ценностных ориентаций нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения.

Важнейшим средством формирования нравственных ценностей является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса формирования нравственных ценностей следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.

Опытно-экспериментальная часть исследования была проведена в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» города Чебоксары Чувашской Республики. Эксперимент был организован и проведен в рамках классно-внеклассной работы под руководством учителя начальных классов высшей категории Григорьевой Е. Г., в исследовании приняли участие 40 младших школьников.

Цель экспериментальной работы заключается в изучении и формировании нравственных ценностей учащихся начальной школы в учебно-воспитательной деятельности.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На первом этапе эксперимента в беседе с завучем по работе с начальными классами был выявлен учитель, проводящий целенаправленную работу по формированию мотивов нравственного поведения у детей (3Б класс). Другой учитель был выбран нами произвольно (3А класс).

На этапе формирующего эксперимента были определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственных ценностей младших школьников. Были рассмотрены методы и приемы работы учителей по нравственному воспитанию, и было проведено анкетирование учащихся.

На этапе контрольного эксперимента мы сравнили ответы обеих групп, провели анализ и интерпретацию данных, графически изобразили результаты.

В беседе с выбранными нами учителями выяснилось, что учитель 3Б класса в работе по формированию мотивов нравственного поведения использует множество разнообразных методов и приемов: этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время, рассказы на этическую тему, диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем, письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом, пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т. п., встречи с «интересными» людьми (в класс приходили актеры, милиционер, врач, военный).

Учитель 3А класса – следующие: разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка, рассказ на этическую тему, сочинения на нравственную тему (некоторые также зачитываются вслух, пример.

Мы видим, что большее разнообразие методов формирования мотивов нравственных ценностей у учителя 3Б класса. Проверить положение выдвинутой гипотезы об использовании разнообразных методов и приемов для повышения эффективности работы по формированию нравственных ценностей можно путем выявления уровня сформированности нравственных мотивов, что является вторым этапом эксперимента.

С целью выявления уровня сформированности нравственных ценностей младших школьников, было проведено анкетирование среди учащихся двух младших классов : 3А и 3Б. Детям было предложено 5 вопросов с двумя вариантами ответа в каждом. При этом выбор варианта а) свидетельствовал о склонности поступать нравственно и, следовательно, высоком уровне сформированности мотивов нравственного поведения, выбор б) – нет. Результаты анкетирования показали, что большая часть опрошенных детей склонны поступать нравственно.

Выявление первоначального уровня сформированности нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения (в обоих классах).

Для этого мы используем метод беседы по сюжетному рассказу метод незаконченных фраз. Проанализировав, результаты констатирующего эксперимента видим, что к началу эксперимента уровни сформированности нравственных качеств в контрольном и экспериментальном классах мало отличаются:

с низким уровнем сформированности:

- в контрольном классе – 68%

- в экспериментальном – 68%

• со средним уровнем сформированности нравственных качеств :

- в контрольном классе – 12%

- в экспериментальном – 20%

• с высоким уровнем сформированности нравственных качеств :

- в контрольном классе – 20%

- в экспериментальном – 12%.

Результаты анкетирования, бесед и диагностического метода посвященных вопросам первоначального уровня сформированности нравственных качеств младших школьников, потребовали разработки программы формирующего эксперимента, направленного на формирование нравственных качеств учащихся посредством уроков литературного чтения.

Разработанная нами тематическая программа по воспитанию нравственных ценностей, базируется на тематических циклах «Нравственные корни», «Нравственные основы коммуникации», «Я – человек, но какой?», «Воспитание гражданина», «Слагаемые нравственной культуры», может быть использована классным руководителем в повседневной деятельности при планировании своей научно-методической работы по нравственному воспитанию младших школьников.

Система работы по формированию нравственных ценностей младших школьников очень эффективна. Наблюдения показали, что у ребят сложились дружеские отношения, они умеют быстро договариваться, редко ссорятся, способны самостоятельно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию через диалог и договор, выполняют дружно общее поручение, активно помогают тому, кому нужна помощь и живут согласно урокам хороших манер. У детей возрос познавательный интерес к искусству, к самостоятельному поиску и творчеству. Результатом нашей работы стало массовое участие детей в школьных мероприятиях, городских конкурсах.

Результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных ценностей младшего школьника способствуют следующие педагогические условия:

1. В содержание работы учителя будут включены компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления.

2. Содержание учебного процесса выступает как основа формирования нравственных ценностей младшего школьника;

3. Используется нравственный потенциал внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий.

Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.

Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость положений гипотезы в формировании нравственных качеств личности младших школьников. Вместе с тем результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы.

Литература:

1. Азбука нравственного воспитания : Пособие для учителя / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – Москва : Просвещение, 2017. – 17 с.

2. Новикова, Л. И. Воспитательная система школы : исходные позиции / Л. И. Новикова. – 2011. – № 11. – С. 61-64.

3. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 184 с.

4. Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников / И. Ф. Харламов. – Москва : Просвещение, 2013. – 160 с.

Публикации по теме:

Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание,.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Конспект внеклассного занятия «Голуби на войне» для учащихся младшего школьного возрастаКонспект внеклассного занятия «Голуби на войне» для учащихся младшего школьного возраста Для детей летнего лагеря дневного пребывания было проведено тематическое занятие " Голуби — на войне", дети узнали о роли птиц – голубей.

Мастер-класс поделки «Ангел» для учащихся младшего школьного возрастаМастер-класс поделки «Ангел» для учащихся младшего школьного возраста Цель: познакомить детей с праздником Крещения Господня, изготовить Ангела. Задачи: 1. Научить делать Ангела из бумаги 2. Развивать фантазию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование нравственных ценностей учащихся младшего школьного возраста
Опубликовано: 22 мая 2024 в 13:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование нравственных ценностей учащихся младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Порфирьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День Чувашской Республики. Передвижка «Чувашия»

24 июня отмечается  главный государственный праздник чувашского народа — День Чувашской Республики. В этот день торжества и народные гуляния проходят во всех городах и селах Чувашии.

23 июня. День Святой Троицы. Передвижка «Береза - символ России»

Приход Троицы знаменует собой конец весны и начало лета. Праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Главный символ праздника - береза. Ее наряжают, украшают листвой храмы, а ее веточки освящают и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД