Получи документы

Исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования»

Ирина Мельниченко
Исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования

Современное дошкольное образование насыщено разнообразием инновационных процессов. В частности, в большинстве ДОУ г. Калининграда обучение воспитанников проходит по новым образовательным программам, внедряются новые технологии, оригинальные воспитательные идеи, формы и методы воспитания, нестандартные подходы в управлении. Тем не менее, со стороны многих педагогов ДОУ, данные нововведения не находят отклика и они продолжают работать «по старинке», не принимая инновационные процессы в свою устоявшуюся систему работы с детьми. Педагоги оправдывают такой подход не косностью взглядов и нежеланием воспитывать и обучать детей в соответствии с новыми условиями жизни, а целесообразностью своих методов обучения и воспитания, которые проверены собственным многолетним опытом работы с детьми. Довольно распространенной причиной сопротивления инновациям называют низкую заработную плату воспитателей.

Публикация «Исследование „Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования“» размещена в разделах

Под психологическим сопротивлением инновациям мы понимаем негативную реакцию педагогов ДОУ на нововведения, затрагивающие практически все сферы в системе дошкольного образования и воспитания. В некоторых случаях это лишь первичная реакция на изменения, так как людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды перемен для себя и постепенно психологическое сопротивление нейтрализуется. В отдельных же моментах психологическое сопротивление носит стойкий, продолжительный характер. Психологическое сопротивление инновациям педагогов ДОУ имеет разные формы выражения (очевидные, скрытые) в зависимости от конкретного вида внедряемых нововведений. Это могут быть критические высказывания, выражение недовольства мимикой и жестами в различных проявлениях (от скучающего, отстраненного лица до демонстрации возмущения) – т. е. очевидные формы психологического сопротивления. Педагог, оказывающий психологическое сопротивление, может наглядно не демонстрировать его, даже согласно кивать и улыбаться, находясь на специальных мероприятиях по поводу внедрения той или иной инновации, но игнорировать его в своей практике или воплощать лишь формально – т. е. демонстрировать скрытые формы психологического сопротивления. Многие педагоги пожилого возраста противятся работе с ИКТ, они договариваются с коллегами, владеющими навыками работы с ПК и таким образом выходят из затруднительной ситуации. По существу, психологическое сопротивление здесь выражается в том, что педагоги перекладывают свою работу на других воспитателей или просто не выполняют ее. Возможны и другие проявления психологического сопротивления. В чем же на самом деле кроется причина психологического сопротивления педагогов ДОУ инновациям в системе дошкольного образования. Ответам на этот вопрос и было посвящено данное исследование, в котором приняло участие 100 педагогов г. Калининграда из ДОУ №№5, 27, 43, 46, 56, 83, 124.

Появление инновационных процессов обусловливается рядом противоречий, которые имеют разный источник, предметное происхождение и разную сложность. Главное противоречие развития системы образования - несоответствие старых методов обучения, воспитания и развития детей новым условиям жизни, второе - противоречие между массой новых сведений и рамками учебно-воспитательного процесса; третье - противоречие старого и нового (имеется в виду становление альтернативного образования, новых типов учебных заведений). Потребность воспитателя в обновлении психолого-педагогических знаний, интерес к передовому педагогическому опыту, с одной стороны, и устоявшиеся стандарты содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса, с другой, вызывая противоречие между возможностями личности и реальной действительностью, также питают педагогические инновации.

Количество нововведений в системе дошкольного образования за последние годы резко возросло. Прежде всего, надо отметить переход ДОУ на автономную систему оплаты труда. Практически повсеместно в систему дошкольного образования внедряется ИКТ. Широкое распространение получает необходимость владения навыками работы на мультимедийном оборудовании, работа в проектной деятельности, реализация ФГТ (аналог государственных стандартов в системе современного дошкольного образования, апробация новых образовательных программ, учет персонифицированных данных в ЕРИСО. Изменились требования к структуре написания конспектов и планов работы (продолжают меняться). Более того, современные требования к педагогу ДОУ предполагают разработку и написание собственной образовательной программы, притом, что многие педагоги имеют лишь средне-специальное образование, а некоторые лишь годичные специализированные курсы. Инновационные процессы в дошкольной педагогике, их многообразие и темпы распространения осложняют деятельность педагогов и у многих вызывают психологическое сопротивление.

Анализируя результаты экспертных опросов, которые проводились с представителями администрации ДОУ (методист, заведующая, особое внимание следует уделить тому:

1) что именно вызывает психологическое сопротивление;

2) в какой форме выражается психологическое сопротивление.

Психологическое сопротивление, по мнению экспертов, вызывают:

- Переход ДОУ на автономную систему оплаты труда. Это выражается

в недовольных высказываниях, непонимании новой системы оплаты

труда, в жалобах педагогов на большую загруженность

(необходимость вести дополнительные платные кружки во внерабочее

время);

- Внедрение в систему ИКТ. Выражается в замещении себя кем-то

другим (воспитатели просят других сотрудников, владеющих ИКТ,

выполнить работу за себя);

- Учет персонифицированных данных в ЕРИСО. Перед прохождением

курсов повышения квалификации педагог ДОУ должен уметь

зарегистрироваться и выбрать определенные предложенные модули,

составить свой график прохождения курсов. Все это предполагает

самостоятельность, осмысленный подход к данному мероприятию,

владение компьютером. Многие, особенно пожилые, воспитатели не

справляются с этой задачей, что вызывает у них сильное

психологическое сопротивление. Это выражается в нежелании

осваивать новые технологии, просьбе сделать необходимые действия

других, например, своего методиста;

- Работа на мультимедийном оборудовании. Освоение навыков такой

деятельности требует дополнительного времени (нерабочего,

которого у воспитателя не находится в силу большой занятости или

усталости (например, после рабочего дня). Поэтому педагоги ДОУ с

большой неохотой осваивают мультимедийное оборудование;

- Работа в проектной деятельности. Выражается в отсутствии желания

выполнять данную работу. Хотя, по мнению экспертов, в последнее

время произошел существенный сдвиг в этом направлении, и многие

педагоги уже освоили проектную деятельность и выполняют ее

достаточно качественно и легко;

- Обязательная разработка и написание педагогами ДОУ собственных

образовательных программ. Воспитатели выражают резкое

недовольство выполнять данную работу, ссылаясь на недостаточный

уровень компетентности в данном вопросе;

- Изменение структуры написания конспектов и планов работы

педагога. Выражается в недовольстве по поводу необоснованности

изменения сложившейся и привычной структуры, игнорирования

порученных заданий.

Многочисленные инновационные процессы в дошкольном образовании нашей страны, с одной стороны прогрессивны и перспективны, с другой стороны, частота нововведений не позволяет педагогам адекватно воспринимать и осознанно подходить к реализации инноваций в своей педагогической деятельности. В некоторых случаях педагоги ДОУ по различным причинам (от простого нежелания обременять себя дополнительной нагрузкой или из-за недостаточной, по их мнению, оплаты педагогического труда) выражают психологическое сопротивление инновациям. Большая роль во внедрении новых технологий, реформ в дошкольном образовании лежит на руководстве ДОУ. Важно донести значимость нововведений до сознания педагога, оказать помощь в реализации на практике. Как показывают результаты проведенного исследования в тех ДОУ, где проводится достаточная работа по разъяснению и внедрению инноваций, постепенно педагоги осваиваются с новыми технологиями и психологическое сопротивление нейтрализуется.

В некоторых случаях психологическое сопротивление педагогов ДОУ обосновано и закономерно. Оно может быть обусловлено нецелесообразностью нововведений, т. к. влечет за собой, наряду с увеличивающейся нагрузкой, снижение оплаты педагогического труда.

Материальная составляющая имеет большое значение в принятии инноваций и соответственно в уровне психологического сопротивления педагогов ДОУ. Этому свидетельствуют и результаты проведенного исследования. В связи с этим, грамотно выстроенная система материального поощрения также может способствовать снижению уровня психологического сопротивления у педагогов ДОУ и способствовать более динамичному процессу внедрения инноваций в дошкольном образовании.

Таким образом, исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования» продемонстрировало наличие проблемы психологического сопротивления у педагогов ДОУ нововведениям, которыми насыщена дошкольная образовательная система. В решении этой важной проблемы для российского общества заинтересовано много сторон. Это, прежде всего воспитанники ДОУ и их родители, педагоги и администрация ДОУ, государство в целом. Следовательно, инновации и их количество в системе дошкольного образования, необходимо разумно дозировать и внедрять, учитывая их целесообразность. Результаты внедрения инноваций должны, в целом, демонстрировать высокое качество образовательных услуг ДОУ и, в конечном итоге, благотворно отразиться на воспитании и развитии личности ребенка.

Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение «Методическая работа дошкольных учреждений в Батецком районе» 24 мая на базе МАДОУ детского сада № 3 д. Новое Овсино состоялся методический.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования»
Опубликовано: 10 мая 2014 в 01:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мельниченко (УИ 217631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД