Получи документы

Исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования»

Ирина Мельниченко
Исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования»

Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования

Современное дошкольное образование насыщено разнообразием инновационных процессов. В частности, в большинстве ДОУ г. Калининграда обучение воспитанников проходит по новым образовательным программам, внедряются новые технологии, оригинальные воспитательные идеи, формы и методы воспитания, нестандартные подходы в управлении. Тем не менее, со стороны многих педагогов ДОУ, данные нововведения не находят отклика и они продолжают работать «по старинке», не принимая инновационные процессы в свою устоявшуюся систему работы с детьми. Педагоги оправдывают такой подход не косностью взглядов и нежеланием воспитывать и обучать детей в соответствии с новыми условиями жизни, а целесообразностью своих методов обучения и воспитания, которые проверены собственным многолетним опытом работы с детьми. Довольно распространенной причиной сопротивления инновациям называют низкую заработную плату воспитателей.

Публикация «Исследование „Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования“» размещена в разделах

Под психологическим сопротивлением инновациям мы понимаем негативную реакцию педагогов ДОУ на нововведения, затрагивающие практически все сферы в системе дошкольного образования и воспитания. В некоторых случаях это лишь первичная реакция на изменения, так как людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды перемен для себя и постепенно психологическое сопротивление нейтрализуется. В отдельных же моментах психологическое сопротивление носит стойкий, продолжительный характер. Психологическое сопротивление инновациям педагогов ДОУ имеет разные формы выражения (очевидные, скрытые) в зависимости от конкретного вида внедряемых нововведений. Это могут быть критические высказывания, выражение недовольства мимикой и жестами в различных проявлениях (от скучающего, отстраненного лица до демонстрации возмущения) – т. е. очевидные формы психологического сопротивления. Педагог, оказывающий психологическое сопротивление, может наглядно не демонстрировать его, даже согласно кивать и улыбаться, находясь на специальных мероприятиях по поводу внедрения той или иной инновации, но игнорировать его в своей практике или воплощать лишь формально – т. е. демонстрировать скрытые формы психологического сопротивления. Многие педагоги пожилого возраста противятся работе с ИКТ, они договариваются с коллегами, владеющими навыками работы с ПК и таким образом выходят из затруднительной ситуации. По существу, психологическое сопротивление здесь выражается в том, что педагоги перекладывают свою работу на других воспитателей или просто не выполняют ее. Возможны и другие проявления психологического сопротивления. В чем же на самом деле кроется причина психологического сопротивления педагогов ДОУ инновациям в системе дошкольного образования. Ответам на этот вопрос и было посвящено данное исследование, в котором приняло участие 100 педагогов г. Калининграда из ДОУ №№5, 27, 43, 46, 56, 83, 124.

Появление инновационных процессов обусловливается рядом противоречий, которые имеют разный источник, предметное происхождение и разную сложность. Главное противоречие развития системы образования - несоответствие старых методов обучения, воспитания и развития детей новым условиям жизни, второе - противоречие между массой новых сведений и рамками учебно-воспитательного процесса; третье - противоречие старого и нового (имеется в виду становление альтернативного образования, новых типов учебных заведений). Потребность воспитателя в обновлении психолого-педагогических знаний, интерес к передовому педагогическому опыту, с одной стороны, и устоявшиеся стандарты содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса, с другой, вызывая противоречие между возможностями личности и реальной действительностью, также питают педагогические инновации.

Количество нововведений в системе дошкольного образования за последние годы резко возросло. Прежде всего, надо отметить переход ДОУ на автономную систему оплаты труда. Практически повсеместно в систему дошкольного образования внедряется ИКТ. Широкое распространение получает необходимость владения навыками работы на мультимедийном оборудовании, работа в проектной деятельности, реализация ФГТ (аналог государственных стандартов в системе современного дошкольного образования, апробация новых образовательных программ, учет персонифицированных данных в ЕРИСО. Изменились требования к структуре написания конспектов и планов работы (продолжают меняться). Более того, современные требования к педагогу ДОУ предполагают разработку и написание собственной образовательной программы, притом, что многие педагоги имеют лишь средне-специальное образование, а некоторые лишь годичные специализированные курсы. Инновационные процессы в дошкольной педагогике, их многообразие и темпы распространения осложняют деятельность педагогов и у многих вызывают психологическое сопротивление.

Анализируя результаты экспертных опросов, которые проводились с представителями администрации ДОУ (методист, заведующая, особое внимание следует уделить тому:

1) что именно вызывает психологическое сопротивление;

2) в какой форме выражается психологическое сопротивление.

Психологическое сопротивление, по мнению экспертов, вызывают:

- Переход ДОУ на автономную систему оплаты труда. Это выражается

в недовольных высказываниях, непонимании новой системы оплаты

труда, в жалобах педагогов на большую загруженность

(необходимость вести дополнительные платные кружки во внерабочее

время);

- Внедрение в систему ИКТ. Выражается в замещении себя кем-то

другим (воспитатели просят других сотрудников, владеющих ИКТ,

выполнить работу за себя);

- Учет персонифицированных данных в ЕРИСО. Перед прохождением

курсов повышения квалификации педагог ДОУ должен уметь

зарегистрироваться и выбрать определенные предложенные модули,

составить свой график прохождения курсов. Все это предполагает

самостоятельность, осмысленный подход к данному мероприятию,

владение компьютером. Многие, особенно пожилые, воспитатели не

справляются с этой задачей, что вызывает у них сильное

психологическое сопротивление. Это выражается в нежелании

осваивать новые технологии, просьбе сделать необходимые действия

других, например, своего методиста;

- Работа на мультимедийном оборудовании. Освоение навыков такой

деятельности требует дополнительного времени (нерабочего,

которого у воспитателя не находится в силу большой занятости или

усталости (например, после рабочего дня). Поэтому педагоги ДОУ с

большой неохотой осваивают мультимедийное оборудование;

- Работа в проектной деятельности. Выражается в отсутствии желания

выполнять данную работу. Хотя, по мнению экспертов, в последнее

время произошел существенный сдвиг в этом направлении, и многие

педагоги уже освоили проектную деятельность и выполняют ее

достаточно качественно и легко;

- Обязательная разработка и написание педагогами ДОУ собственных

образовательных программ. Воспитатели выражают резкое

недовольство выполнять данную работу, ссылаясь на недостаточный

уровень компетентности в данном вопросе;

- Изменение структуры написания конспектов и планов работы

педагога. Выражается в недовольстве по поводу необоснованности

изменения сложившейся и привычной структуры, игнорирования

порученных заданий.

Многочисленные инновационные процессы в дошкольном образовании нашей страны, с одной стороны прогрессивны и перспективны, с другой стороны, частота нововведений не позволяет педагогам адекватно воспринимать и осознанно подходить к реализации инноваций в своей педагогической деятельности. В некоторых случаях педагоги ДОУ по различным причинам (от простого нежелания обременять себя дополнительной нагрузкой или из-за недостаточной, по их мнению, оплаты педагогического труда) выражают психологическое сопротивление инновациям. Большая роль во внедрении новых технологий, реформ в дошкольном образовании лежит на руководстве ДОУ. Важно донести значимость нововведений до сознания педагога, оказать помощь в реализации на практике. Как показывают результаты проведенного исследования в тех ДОУ, где проводится достаточная работа по разъяснению и внедрению инноваций, постепенно педагоги осваиваются с новыми технологиями и психологическое сопротивление нейтрализуется.

В некоторых случаях психологическое сопротивление педагогов ДОУ обосновано и закономерно. Оно может быть обусловлено нецелесообразностью нововведений, т. к. влечет за собой, наряду с увеличивающейся нагрузкой, снижение оплаты педагогического труда.

Материальная составляющая имеет большое значение в принятии инноваций и соответственно в уровне психологического сопротивления педагогов ДОУ. Этому свидетельствуют и результаты проведенного исследования. В связи с этим, грамотно выстроенная система материального поощрения также может способствовать снижению уровня психологического сопротивления у педагогов ДОУ и способствовать более динамичному процессу внедрения инноваций в дошкольном образовании.

Таким образом, исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования» продемонстрировало наличие проблемы психологического сопротивления у педагогов ДОУ нововведениям, которыми насыщена дошкольная образовательная система. В решении этой важной проблемы для российского общества заинтересовано много сторон. Это, прежде всего воспитанники ДОУ и их родители, педагоги и администрация ДОУ, государство в целом. Следовательно, инновации и их количество в системе дошкольного образования, необходимо разумно дозировать и внедрять, учитывая их целесообразность. Результаты внедрения инноваций должны, в целом, демонстрировать высокое качество образовательных услуг ДОУ и, в конечном итоге, благотворно отразиться на воспитании и развитии личности ребенка.

Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение «Методическая работа дошкольных учреждений в Батецком районе» 24 мая на базе МАДОУ детского сада № 3 д. Новое Овсино состоялся методический.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования»
Опубликовано: 10 мая 2014 в 01:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД