Лучший педагог года

Исследовательская работа Загадочный мир гаданий

Эльвира Купряшова
Исследовательская работа Загадочный мир гаданий

«И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней

Там мужики то все богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поем, тому добро и слава»

(Пушкин А. С.»Евгений Онегин» гл. 5)

Цель работы :

- исследование такого вида Рождественского обряда, как Святочные гадания.

Задачи :

- рассмотреть основные виды гаданий;

- выявить направления и тематику святочных гаданий;

- показать наличие связи современных традиций с истоками гаданий.

- изучить историю гаданий в России и других странах.

Публикация «Исследовательская работа Загадочный мир гаданий» размещена в разделах

Рождество на Руси всегда считалось самым радостным и ожидаемым событием. В долгие зимние вечера, когда у людей, наконец-то появлялось свободное время, а Рождество ассоциировалось с чудом, к которому может прикоснуться любой человек, и зародились рождественские гадания.

История гаданий ведет свое летоисчисление с языческих времен. Верование в гадание основывалось на отношении неизвестности судьбы, желание заглянуть, получить какую-нибудь подсказку о том, чего ждать в далеком или недалеком будущем.

В язычестве верование в гадание - одно из главных стихий богослужения, а при переходе от язычества к христианству преследовалось как суеверие под именем ворожба. Но в христианском мире все же удержалось под видом народной забавы.

Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но греков, римлян и славян. К первым принадлежат приметы, наблюдения естественных явлений, например: птицеволхвование, а к другим производимые искусством, например: литье воска, олова.

Благоприятнейшим временем для гаданий является ночь или полночь. Гадающие собирают кольца, перстни, запонки, сережки и другие вещицы, кладут их на блюдо с кусочками хлеба и накрывают полотенцем. Сначала пели песню хлебу и соли, потом другие подблюдные песни, предсказывающие будущее на весь следующий год. После окончания каждой песни из-под блюда доставали наугад чье-нибудь кольцо или другую вещицу, а смысл песни определял судьбу девушки или парня, хозяина этого кольца, например:

Летит сокол из улицы,

Голубушка из другой,

Сплеталися, целовалися,

Сизыми крыльями обнималися.

Чаще всего песни предвещали: девушкам скорое замужество или девичество, а парням богатство или счастье, но нередко и беды, одиночество или разлуку.

Много было и других гаданий. Так девушки выходили на улицу и, набрав в сборчатые подолы своих шубок снег, рассеивали его по сторонам и, кружась, пели:

Сею-сею снежок,

Ожидаю дружок!

Приходи, дружок,

Сюда на снежок!

Затем приговаривали:»Суженый богатый, ступи сапогом; суженый бедный- лаптем!» На другой

день приходили и смотрели следы на следу и по ним узнавали, каким будет жених. Приговаривали, выходя на крыльцо:

Снежок, снежок,

Укажи, где женишок!

Знать, в какой стороне

Собака залает-

Там мой суженый ожидает!

И прислушивались: в какой стороне раздастся лай собаки, в той стороне и суждено было выйти замуж.

Кроме этих, есть еще следующие гадания, во многом сходные с римскими авгуриями, с скандинавскими и германскими ворожбами и финскими кудесами.

«Сняв с насеста кур, приносят в горницу, где заранее приготовлены в трех местах вода, хлеб, кольца золотые, серебряные и медные. Если чья курица станет пить воду - муж будет пьяница; если станет есть хлеб – муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое – муж будет богатым, если медное – нищим.» В Сибири выпускают на середину комнаты курицу с петухом, если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый; если курица храбрится перед петухом значит жена возьмет вверх над мужем.

В Германии, как и в России на Святках льют воск и олово в воду и по вылитым фигурам узнают свой жребий, счастье или неудачу, урожай или голод. В Шотландии по свидетельству В. Скотта, гадают как и у нас в России, ночью идут на перекресток или прорубь, завернувшись в сырую воловью или коровью шкуру садятся в ожидании ответов на заданные вопросы, и в тишине ночи слушают: кому что слышится и видится.

К святочным гаданиям принадлежат и сновидения. Они читаются, как предсказания. К ним делают следующие приготовления: собрав из прутиков мостик, кладут его под подушку. Девушка, ложась спать, приговаривает

«Кто мой суженый, кто мой ряженый,

тот проведет меня через мост!»

Суженый является во сне и переводит за руку через мост.

Подобные гадания наблюдаются и в Скандинавии. Особенный предмет гаданий суженый-ряженый означает судьбу, брак. Пытливые невесты

желают еще увидеть своего суженого в лицо и даже поговорить с ним. Это важное и страшное гадание совершается в самую полночь.

Почему назывались «страшными»? Издавна гадания для русского народа являлись значимым обрядом. Сначала они были частью языческих священнодействий, затем постепенно стали любимым занятием накануне великих праздников. Большое число народных гаданий приходилось на Святки, пору таинственную и волшебную. Людей всегда манила возможность прикоснуться к неведомому миру и постичь хотя бы самую малость о собственной участи. Как правило, чаще к гаданиям прибегал женский пол, стремясь узнать о замужестве и предстоящих событиях. Среди святочных существует особый разряд гаданий, которые именовали не иначе как «страшные». О них сегодня и пойдет речь. Вначале несколько слов о Святках. Эти зимние праздники, от Рождественского Сочельника до Крещения Господня (6-19 января по новому стилю, ассоциировались у наших предков с необычайным временем, когда рубеж между земным и потусторонним миром ослабевает. Считалось, что после наступления Рождества заскучавшая нечистая сила свободно разгуливает среди людей, и способна бесчинствовать до самого Крещения. Сильно злит нечисть и то, что в начале года день начинает прибавляться – как говорится, «солнце – на лето», а значит, не за горами и всеобщее весеннее возрождение. Особенно опасной считалась вторая неделя Святок – так называемые «страшные вечера». Именно в эту нехорошую пору, когда потусторонний мир совсем рядом с нами, и совершаются «страшные» гадания. Только в этих видах гаданий человек входит в непосредственный контакт с темными силами, которые непременно покажут всю правду. «Страшные» гадания совершали исключительно в ночные часы, после полуночи, и обязательно в нежилом помещении: в бане, заброшенной избе, сарае, овине, новостройке, на перекрестке дорог, под воротами, а то и вовсе на кладбище. Ведь именно в таких, не всегда освященных местах, где нет икон и креста, обитают злые духи, которые при обращении к ним не заставляют себя долго ждать. К тому же, перед гаданием снимали с себя нательные кресты и пояса, а иногда даже читали специальные заговоры, в которых «просили» Бога отступиться от человека, и звали черта. Самым «страшным» гаданием считалось гадание с зеркалами. Известно, что само зеркало в народе воспринималось как оккультный предмет, ведущий в потусторонний мир. Из этого зеркального коридора, освещенного по краям свечами, и должен был явиться суженый. Говорили, что внезапное потускнение зеркала предвещает его появление. Долгожданный суженый может войти к гадающей, заговорить с ней, даже достать какой-либо предмет. Девушке важно быть предельно внимательной и вовремя сказать «Чур сего места!», чтобы призрак исчез, не причинив вреда. То же самое относится к гаданию, когда девушка приглашает суженого на ужин. Не случайно иногда даже брали с собой петуха, чтобы его своевременный крик прогнал нечистую силу. Знающие люди уверяли, что во всех этих гаданиях приходит не сам суженый, а черт, принимающий его облик. Поэтому во избежание беды запрещалось приносить на гадание колющие и режущие предметы. Не случайно и восклицание «Чур сего места!» и «Чур меня!». Чур – это имя одного из языческих богов, который охранял человека от нечистой силы и единственный имел над ней особую власть. И зачураться означало попросить помощи у Чура. Конечно же, холодит сердце сама мистическая атмосфера, которую следовало создать при гадании : полночь, серебристый свет луны, молчание, одиночество, горящие свечи, отбрасывающие причудливые тени. Гадать следовало втайне, с серьезностью и аккуратностью. В былые времена секреты гаданий тщательно хранились и передавались из поколения в поколение. Поэтому нередко в помощь молодым девушкам приходили любезные нянечки и старушки. Они помогали все обустроить, растолковывать результат гаданий, читали заговоры и прекращали действо в случае опасности. Не менее захватывают другие виды «страшных» гаданий, основанных на «слушании». Так, например, было среди них такое. Несколько девушек выходили в лунную ночь послушать звуки к проруби. Железным предметом или горящей лучинкой, которой был зажжен огонь в Сочельник, очерчивали себя кругом, садились на воловью шкуру и смотрели в воду. Те, кому суждено в наступившем году выйти замуж, видели там облик будущего мужа. Иногда при этом накрывались с головой скатертью, которая тоже олицетворяла границу между мирами. Слушать ходили и в лес на перекресток дорог. Соответственно, веселое пение, смех, звон колокольчика сулили замужество, а чей-то плач, стук топора предвещали нехорошее. В этих гаданиях надлежало строго стоять в кругу, который не позволит нечистой силе переступить запретную границу и навредить гадающим. Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту ночь кто-то загадает желание, оно должно обязательно сбыться. Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.

Об урожае гадали посредством соломины, ее вытягивали, закинув голову, ртом из снопа: если вынималась соломина с колосом- то должен быть богатый урожай, если пустая- плохой. Песни, исполнявшиеся, во время таких гаданий дошли до наших дней из глубины веков, когда они служили для крестьянина-земледельца заклинаниями. Поэтому в подблюдных песнях большое место занимают образы земледельческого благополучия: зерен, жнивья, снопов, полной квашни, а так же воздается хвала хлебу и тем, кто его на ниве выращивал и собирал. Уж мы песни поем,

Хлебу честь воздаем!

Хлебу белому долг век,

Жнеям нашим более всех!

Жнеи наши не стареют,

Золотые их серпы не тупеют.

Кому мы спели - тому добро,

Кому вынется, скоро сбудется,

Скоро сбудется, не минуется!

(Песня хлебу)

Таким образом, можно сделать вывод, что тексты и сюжеты святочных гаданий очень разнообразны, они отображают все сферы жизни общества (хозяйство, религия, создание семьи и т. д.) Обратившись к данной теме, надеемся на возрождение и сохранение русских народных традиций.

Святки, святые дни, святые вечера – это двенадцать дней после Рождества Христова до Сочельника на праздник Богоявления.

Давайте и мы попробуем отвлечься от хмурых будней, и в светлый праздник Рождества окунемся в радостный и загадочный мир, узнаем, как гадали в рождественский вечер наши прабабушки. Гадания на будущее, на суженого или невесту, на исполнение желания – вот далеко не полный список тех предсказаний, которые могут подарить нам рождественские гадания!

Публикации по теме:

Дидактическая игра, образовательная область «Социализация» «Кому что нужно для работы» Дидактическая игра на различение старинных ремёсел и орудий труда русских людей, через содержание картинок.

Проект «Впустите в сердце дороту» (работа с родителями)Проект «Впустите в сердце дороту» (работа с родителями) В рамках проекта "Впустите в сердце доброту" у нас прошла работа по пословицам. Провели беседу с детьми на тему "Добрая мудрость пословиц",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа Загадочный мир гаданий
Опубликовано: 20 января 2013 в 11:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД