Елена Гревцева
Исследовательско-творческий проект «Я здоровье сберегу — что же сделать я смогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : Полыгина Анна Павловна. ,
Гревцева Елена Игоревна.,
Воспитатели МБДОУ ЦРР д/с №70 «Светлячок»,
Дети: Процких Александр 6 лет.
Кулешова Анастасия 6 лет.
Родители: Процких Оксана Ивановна,
Процких Евгений Сергеевич,
Кулешова Наталья Петровна,
Кулешов Александр Анатольевич.
МБДОУ ЦРР д/с № 70 «Светлячок».
Тип проекта :
Исследовательскo – твoрческий
Вид проекта :
Коллективный
(дети, родители, воспитатели)
Тема проекта :
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Я здоровье сберегу — что же сделать я смогу“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Я здоровье сберегу – что же сделать я смогу»
Актуальность проекта :
«Здoровье – это главное жизненное благо», - так гласит народная мудрость
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре, «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляет ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.).
Вопросы здоровья человека, семьи, общества волновали великих мыслителей, деятелей науки и медицины с давних времен. Как писал Николай Александрович Добролюбов: - «Под здорoвьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественно гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений».
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. В связи с этим значимость реализации образовательной области «Здoровье» для развития личности ребенка дошкольного возраста и в целом для российского общества, государства обусловлена ценностью здoровья и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения.
Культура здоровья детей дoшкольного возраста – это совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на разных уровнях (я, другие и общество в целом, а также личностно и социально значимых способов деятельности (культурно-гигиенических умений и навыков, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом, освоения культуры здоровья ребенка дошкольного возраста, становится такое личностное качество, как готовность самостоятельно решать элементарные задачи здорового образа жизни. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Цель проекта :
Введение детей в личностно и социально значимую деятельность по формированию навыков здорового образа жизни.
Задачи проекта :
Формировать у детей активную жизненную позицию по самостоятельной организации своего здорового образа жизни.
Вовлечь всех членов семьи в реализации проекта. Помочь определить оптимальные пути включения в жизнь семьи компонентов здорового образа жизни.
Формировать навыки здорового образа жизни.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании.
Формировать представления о своем теле.
Формировать умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.
Формировать умения детей рефлексировать свои ощущения, состояние и делать логические выводы на личном опыте.
Повышать двигательную активность детей в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности средствами здоровьесберегающих технологий.
Заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни.
Принципы координации взаимодействия между педагогами и родителями:
- выработать общие взгляды на ребёнка. и развитие его как физически здоровой личности;
- согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
- найти общий язык, на котором могут говорить о ребёнке, как о личности – все заинтересованные участники преемственной цепочки по формированию у ребёнка физического здоровья.
Всеми участниками проекта определены гипотезы :
Детская гипотеза: Может быть, если ежедневно заниматься спортом и физическими упражнениями, то будешь меньше болеть, начнёшь быстрее расти, станешь сильным и выносливым?
Гипотеза родителей: Возможно, если использовать для повышения уровня физического развития и укрепления здоровья детей широкие возможности физкультурно-оздоровительных объектов окружающей социальной среды, то это существенно повлияет на качество физического здоровья детей
Гипотеза педагогов: Предположим, что повышение уровня активности и заинтересованности родителей в совместных с ДОУ действиях по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни положительно повлияет на физическое развитие детей.
Этапы проекта :
• Вводный этап – поисковой заинтересованности;
• Первый этап – сбора и обработки информации;
• Второй этап – практической деятельности;
• Заключительный этап – определения стратегии и защиты.
Диапазоном проекта является : единая среда воспитательно - образовательного процесса. То есть, любая деятельность дошкольников (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Совместная деятельность со взрослыми носит оздоровительно-педагогический характер, содержит элементы экспериментальной деятельности, дидактических игр и двигательных упражнений,использование возможностей окружающей спортивно – оздоровительной среды. Материалы, используемые в формировании здорового образа жизни, находят отражение во всех режимных моментах в ДОУ и семье. В ДОУ через режимные моменты, утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
Учебно-воспитательный процесс НОД (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки).
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Формирование культуры ЗОЖ отражается в тематическом планировании и реализуется на протяжении всего проекта.
Воспитываются личностные привязанности и устремления к здоровому образу жизни.
Формы работы с родителями:
1. Индивидуальное знакомство родителей с данными диагностического обследования по физической подготовленности детей.
2. Индивидуальные и групповые консультации для родителей по воспитанию здорового ребенка («Телевизор в жизни семьи и дошкольника», «Двигательная активность и здоровье ребенка», «Учите детей ходить на лыжах» и др.).
3. Предоставление возможности родителям задать интересующие вопросы о физическом развитии ребенка и его успехах во время родительских собраний.
4. Разработка практических советов и памяток для родителей по вопросам здорового образа жизни («Хорошие зубы - залог здоровья», «Здоровое зрение», «Здоровая осанка» и др.)
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации проекта дети :
Проявляют устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Понимают важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья.
Знают названия гимнастических упражнений, закаливающих и культурно-гигиенических процедур, спортивного инвентаря.
Знают основные процессы жизнедеятельности внешних органов, некоторых систем, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранение здоровья.
Обладают знаниями об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;
Способны элементарно понимать и анализировать проявления физического, психического состояния человека, морального поведения, позитивных отношений, ценить положительное начало в человеке.
Понимают, что позитивные проявления психического состояния человека и моральные поступки формируют его здоровье.
Пользуются правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги, в домашних условиях.
Владеют несколькими методами физического и психического оздоровления.
В результате проведенной работы ожидается, что у детей значительно повысится уровень знаний в области здоровья. Сформируется осознанное отношение детей к укреплению своего здоровья и соблюдению правил безопасного поведения. Дети овладеют навыками
анализа своего состояния с целью своевременной самопомощи и регуляции поведения. У детей будет сформировано желание и потребность использовать теоретические и практические знания в жизни.
У родителей повыситься качество и объём знаний по теме здоровья. Их активное участие в образовательном процессе будет способствовать формированию у детей потребности к здоровому образу жизни.
Для реализации проекта были выбраны разнообразные методы и приё мы:
Словесные Практические Игровые Наблюдения и анализ
Беседы – обсуждения;
Чтение научно – познавательной и художественной литературы;
Составление рассказов;
Художественно – речевое творчество Экспериментирование;
Художественно – продуктивные;
Работа с перфокартами Сюжетно – ролевая игра;
Дидактическая;
Словесная;
Игра - импровизация Экскурсии;
Фиксация результатов в виде графиков.
Формы организации детских видов деятельности
Направления
деятельности Формы работы
Социально-личностное развитие Решение проблемных ситуаций, ситуативные разговоры по теме проекта, беседы спортивной и оздоровительной тематики, трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для выполнения упражнений с предметами. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие, подвижные, обращения и контакты со спортсменами, и людьми занимающимися совершенствованием своего организма, поисковая деятельность, тематические походы и экскурсии, включение родителей в процесс ознакомления детей с возможностями города по спортивно-оздоровительной направленности и т. д.
Познавательно-речевое развитие Рассматривание иллюстраций, познавательно исследовательская деятельность, просмотр видео фильмов, составление рассказов о здоровом образе жизни, изготовление книжек-малышек с текстами про зарядку, проведение акций, составление писем-обращений. Обсуждение ситуаций, моделирование, экскурсии, отгадывание и составление загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, речевые тренинги. Самостоятельная познавательная деятельность детей, интеллектуальные досуги по теме проекта и т. д.
Художественно-творческое развитие Фиксация в зарисовке новых для детей ОРУ, музыкально-художественные ассоциации, этюды по теме занятий спортом, выполнения отдельных упражнений, рисование по спортивно-оздоровительной тематике, оформление листовок книжек-малышек, музыкальные импровизации, инсценировки, драматизации и т. д.
Физическое развитие НОД «Здоровье формируем сами», физкультурные и спортивные упражнения с использованием объектов природы, различных атрибутов, закаливание с применением ОРУ, утренняя зарядка и зарядка после сна, зарядка на «тропе здоровья», занятия на гимнастическом комплексе ДОУ и беседы о безопасном поведении на них, самостоятельная деятельность детей в спортивном уголке, и на спортивном оборудовании игровой площадки, организованные педагогом и самостоятельные подвижные игры и упражнения детей и т. д.
По результатам исследовательской деятельности всеми участниками проекта были сделаны выводы :
Выводы по детской гипотезе: Саша вырос на 10 сантиметров, Настя на 11. В течение года никто из них не болел. Уровень активности и работоспособности детей на занятиях с умственными и физическими нагрузками - высокий.
Высказывания детей: спорт, закалка, физкультура помогают быть здоровыми, сильными и выносливыми.
Рост детей за 2011 – 2013 г:
Выводы по гипотезе родителей:
Детский сад является высокоэффективной социально-педагогической средой, интегрирующей интересы семьи и ребёнка в здоровом образе жизни. Использование возможностей физкультурно-оздоровительных объектов социальной среды для повышения качества здоровья детей оказывают положительное влияние, но с условием учёта возможностей детского организма. Так как излишние физические нагрузки истощают несформировавшийся детский организм.
Выводы по гипотезе педагогов
Преемственные связи семьи и ДОУ по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников оказывают положительное влияние на физическое здоровье детей. Участие родителей в общих с детьми физкультурно-оздоровительных мероприятиях стимулируют стремление детей к активной жизненной позиции по здоровьесбережению и здоровьевосполнению. Не дублирование, а взаимодополняемость разнообразными методами введения детей в мир здорового образа жизни способствует совершенствованию качества жизни дошкольников.
Тематический план работы
№п
п месяц тема Программное содержание
1. сентябрь «Где прячется здоровье» Продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью. Уточнить ценность правильного питания для здоровья. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья, от двигательной активности, закаливания. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
2. октябрь «С утра до вечера» Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Воспитать у детей желание придерживаться правил по его выполнению.
3. ноябрь «Чистота залог здоровья» Познакомить детей с понятием «культура гигиены». Расширять представления детей о правилах соблюдения личной гигиены, воспитывать самостоятельность в их выполнении. Прививать навыки аккуратного обращения с принадлежностями личной гигиены, воспитывать стремление к чистоте. Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы.
4. декабрь «Микробы и вирусы» Познакомить детей с инфекционными болезнями и их возбудителями (микробами, вирусами). Учить детей заботится о своем здоровье, объяснить им, какой вред приносят микробы. Учить детей ответственно относиться к состоянию зубов; закреплять правила и навыки ухода за зубами. Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены. Воспитать у детей бережное отношение к здоровью.
5. январь «Сон полезен всем на свете» Дать детям представление о пользе сна. Помочь детям осознать необходимость сна. Подвести к пониманию того, что дневной сон полезен для роста и здоровья. Учить детей соблюдать режим и гигиену сна. Воспитывать привычку вовремя ложиться спать. Развивать речь, познавательный интерес, осознанное отношение к сохранению собственного здоровья. Воспитывать заботливое отношение к отдыху и сну других людей.
«Привычки и здоровье»
6. февраль «Реклама и здоровье» Сформировать у детей элементарное представление о рекламе как источника информации, содержание которого не всегда соответствует правилам здорового образа жизни. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
7. март «Утренняя зарядка. что такое осанка» Учить самостоятельно, следить за осанкой, ознакомить со способами контроля над осанкой, знать несложные приемы самооздоровления. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Воспитывать любовь к физкультуре.
8. апрель «Здоровое питание, здоровая жизнь» Познакомить со строением и функцией пищеварительной систем, показать значение питания в жизни человека. Закрепить знание детей о рациональном питании. Закрепить соблюдение детьми гигиенических навыков и умений. Воспитывать аккуратность, чистоплотность.
9. май «Самые полезные продукты» Сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здоровья. Уточнить знания детей о пользе экологически чистых продуктов. Совершенствовать знания детей о пользе молока и молочных продуктов, их лечебных свойствах, витаминах и витаминных продуктах. Развивать речь детей. Воспитывать сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор.