Шальнева Софья
Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
БУТУРЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ ВО «ГПК»)
Цикловая методическая комиссия
социально-гуманитарных и естественно-математических дисциплин
Методическая разработка
Публикация «Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: преподаватель Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК» Шальнева Софья Евгеньевна
Бутурлиновка, 2019
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями
Предполагаемый результат: использование активных методов обучения позволит :
• активизировать познавательную активность учащихся;
• разнообразить формы работы на уроке, деятельность учащихся;
• повысить уровень наглядности в ходе обучения;
• значительно сэкономить время на уроке;
• повысить творческий потенциал личности детей;
• внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
• сформировать лингвистическую компетенцию учащихся.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Языкознание», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, Эта компетенция обеспечивает познавательную культуру личности, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа, самооценки.
В частности, важными для формирования лингвистической компетенции являются темы: «Русскийязык – национальный язык русского народа», «Русский язык в жизни человека», «Русский язык – язык художественной литературы», «Лингвистика как наука», «Система частей речи в русском языке», «Способы связи между словами», «Культура речи», «Языковая норма», «Орфография», «Пунктуация».
Для формирования лингвистической компетенции значимым является усвоение
понятий: звук, морфема (корень, приставка, суффикс, окончание, слово, предложение и словосочетание, текст, лексико-грамматические классы слов, лексическое и грамматическое значение слова, общекатегориальное значение слов разных частей речи. «Принципиальное значение для изучения системы языка имеет понятие слова как универсальной по характеру и уникальной по объему единицы языка и понятие текста как «произведения речетворческого процесса» (И. Р. Гальперин, единицы коммуникации и феномена культуры» (И. П. Цыбулько).
В целях совершенствования преподавания курса литературы и повышения
уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется:
• организовывать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе (при рассмотрении новых произведений важно привлекать знания по уже изученным темам курса, уделяя внимание повторению изученного на новом проблемном уровне);
• особое внимание на уроках литературы уделять методике «медленного» чтения художественного чтения с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т. п.);
• формировать у учащихся навыки целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы (особо следует обратить внимание на умения учащихся характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры);
• в работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения (особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений);
• формировать у учащихся навыки «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии и выстраивать литературные параллели и т. п.);
• использовать эффективные методики, помогающие повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, овладеть необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания (в частности, следует систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие точности мысли и твердого знания фактов);
Пытаться разрешить эту дилемму возможно благодаря применению новых современных технологий в школьном образовании, которые дают возможность разносторонне развиваться личности ребенка.
Под современными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения и являются инновационными в школьном образовании.
Задачи современных технологий заключаются в:
• повышении уровня социальной адаптации обучающихся;
• создании условий для личностного и профессионального самоопределения;
• формировании умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности;
• повышении мотивации к изучению предмета;
• развитии коммуникативных качеств личности, творческих способностей;
• формировании ключевых компетентностей обучающихся.
Отличительными признаками технологического подхода в обучении является те, при которых основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых:
• преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации;
• информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения;
• обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Отвечающие новым целям технологии обязательно должны включать следующие действия самих обучающихся :
• постановку проблемы, формулирование задачи;
• обсуждение критериев желаемого результатов (продуктов);
• поисковую работу с информационными источниками;
• самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта;
• предъявление своего результата другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка;
• самооценку, коррекцию результата, которые в свою очередь формируют компетентности обучающихся.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Поэтому, для достижения нового образовательного результата, необходимо системное использование современных технологий и методов обучения.
Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т. е. это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.
В этом смысле технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества.
В русле поиска современных подходов к обучению, по моему мнению, заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. (автор Ольга Николаевна Хан).
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», «рефлексия». На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Мозаика встречных усилий учителя и учащегося
Этапы урока Педагогические приемы
1 Начало урока : «введение», «разогрев» группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку «Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.
2 Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам «Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен – не согласен» и другие
3 Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. «Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» и другие
4 Этап «сотворчество» : сведение воедино усилий всех участников «Деловые игры», «театрализация», «Кластер» и другие
5 Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания «Итоги», «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и другие.
Термин мозаика в названии говорит о вариативности использования приведенных приемов : они могут «работать» вместе, что повышает их эффективность, но эти приемы можно применять и автономно на традиционных уроках. Чем богаче палитра методов обучения у учителя, тем удачнее должна быть картина урока и его результативность.
1. Начало урока.
Некоторые приемы данного этапа:
«Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт, отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над темой.
При знакомстве с темой «Состав слова» ответить на «простой» вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине слова?»
«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и подумать, как он может быть связан с темой урока.
«Погружение» проводится по «учебной цепочке», при этом возможны следующие варианты:
1. Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-то языкового явления. (в литературе – сюжетную линию)
2. цепочку начинает учитель, задавая вопросы по определенной теме, ученик, сам ответив, задает вопрос следующему ученику и т. д.
2. Контрольно-подготовительный этап.
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
Характеристика некоторых приемов.
Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам; здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки. При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином суждении, побуждая учащихся к поиску правильного решения, ответа.
«Опрос-кроссворд». Необходимо заполнить «кроссворд» по изучаемой теме, который заранее подготовлен учителем или учеником. Это своеобразная «линия преодоления», где идет активация интеллектуального потенциала учащихся.
б
и п к
б п ю б а п а
л е р м о н т о в
и н и о р с а р к
о з й с о и р т а
т а к д о х р з
е в и н а е
к а н а н т
а о т ы
«Повтор с расширением». Ученики самостоятельно подготавливают и задают вопросы, расширяющие и дополняющие материал. При этом учителю совершенно не обязательно отвечать на все вопросы – это формирует у учащихся понятие «открытого знания» и стимулирует сильных учащихся на самостоятельный поиск.
«Согласен – не согласен». Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются к друг другу или к педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять. Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет учителю по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.
3. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе и партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участие в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъектную позицию в учении и обучении.
Приемы, используемые на данном этапе.
«Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для него лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и т. д.). Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.
«Вопросы к тексту» (более всего уместны при изучении вводных и общих тем). Каждому ученику выдается краткий конспект сообщения по изучаемой теме; ученик, проработав данный текст, должен на полях поставить «сигналы» степени освоения темы: «U» – известные факты, «+»– хотелось бы узнать подробнее, «?»– нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного его включения в образовательный процесс.
«Знаю – не знаю». После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания учащихся, каковы интересы школьников в данной области.
4.«Сотворчество» как этап урока.
Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу.
Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, – именно поэтому данный этап назван «сотворчество».
Некоторые приемы данного этапа.
Деловые игры воплощаются в самых неожиданных вариантах:
1. «Машина времени» : события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохи.
2.«Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, примеры; затем идет оценивание и выбирается наиболее удачный вариант.
«Театрализация». Сегодня на уроках русского языка обращение к театрализации обрело новое направление – речь и культура общения. Любой разыгранный учениками диалог может стать предметом серьезного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.
«Кластер». Этот прием активно использует возможность видеоряда: идеи группируются в отдельные блоки и располагаются вокруг ключевого слова. Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены даже столкновения разных точек зрения.
5. Рефлексивный этап урока.
Основное его содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.
К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске эпиграфу дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведение итогов – общих и индивидуального. Такие приемы, как «вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем.
Существуют и специфические приемы:
«Эссе»– пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
«Синквейн» – пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк.
Важный аспект рефлексивного этапа урока – определение домашнего задания. Целесообразно варьировать домашнее задание по уровням. Первый уровень – обязательный – то, что должны знать все ученики класса. Домашнее задание второго уровня – понятийного – выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень – творческий – предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.
Список используемой литературы :
1. Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2002. – №3. –с. 105.
2. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии», Москва, Народное образование, 1998 год.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования, под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова, интернет ресурс- https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
4. Хан О. Н. «Технология встречных усилий как средство гуманизации образовательного процесса», Екатеринбург, 2000 год
5. Щукина Г. И. «Педагогические проблемы формирования познавательного интереса», Москва, Просвещение, 1988 год