Получи документы

Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Шальнева Софья
Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

БУТУРЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ ВО «ГПК»)

Цикловая методическая комиссия

социально-гуманитарных и естественно-математических дисциплин

Методическая разработка

Публикация «Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы» размещена в разделах

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: преподаватель Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК» Шальнева Софья Евгеньевна

Бутурлиновка, 2019

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями

Предполагаемый результат: использование активных методов обучения позволит :

активизировать познавательную активность учащихся;

• разнообразить формы работы на уроке, деятельность учащихся;

• повысить уровень наглядности в ходе обучения;

• значительно сэкономить время на уроке;

• повысить творческий потенциал личности детей;

• внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;

• сформировать лингвистическую компетенцию учащихся.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Языкознание», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, Эта компетенция обеспечивает познавательную культуру личности, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа, самооценки.

В частности, важными для формирования лингвистической компетенции являются темы: «Русскийязык – национальный язык русского народа», «Русский язык в жизни человека», «Русский язык – язык художественной литературы», «Лингвистика как наука», «Система частей речи в русском языке», «Способы связи между словами», «Культура речи», «Языковая норма», «Орфография», «Пунктуация».

Для формирования лингвистической компетенции значимым является усвоение

понятий: звук, морфема (корень, приставка, суффикс, окончание, слово, предложение и словосочетание, текст, лексико-грамматические классы слов, лексическое и грамматическое значение слова, общекатегориальное значение слов разных частей речи. «Принципиальное значение для изучения системы языка имеет понятие слова как универсальной по характеру и уникальной по объему единицы языка и понятие текста как «произведения речетворческого процесса» (И. Р. Гальперин, единицы коммуникации и феномена культуры» (И. П. Цыбулько).

В целях совершенствования преподавания курса литературы и повышения

уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется:

• организовывать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе (при рассмотрении новых произведений важно привлекать знания по уже изученным темам курса, уделяя внимание повторению изученного на новом проблемном уровне);

• особое внимание на уроках литературы уделять методике «медленного» чтения художественного чтения с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т. п.);

• формировать у учащихся навыки целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы (особо следует обратить внимание на умения учащихся характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры);

• в работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения (особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений);

• формировать у учащихся навыки «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии и выстраивать литературные параллели и т. п.);

использовать эффективные методики, помогающие повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, овладеть необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания (в частности, следует систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие точности мысли и твердого знания фактов);

Пытаться разрешить эту дилемму возможно благодаря применению новых современных технологий в школьном образовании, которые дают возможность разносторонне развиваться личности ребенка.

Под современными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения и являются инновационными в школьном образовании.

Задачи современных технологий заключаются в:

• повышении уровня социальной адаптации обучающихся;

• создании условий для личностного и профессионального самоопределения;

• формировании умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности;

• повышении мотивации к изучению предмета;

• развитии коммуникативных качеств личности, творческих способностей;

• формировании ключевых компетентностей обучающихся.

Отличительными признаками технологического подхода в обучении является те, при которых основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых:

• преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации;

• информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения;

обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Отвечающие новым целям технологии обязательно должны включать следующие действия самих обучающихся :

• постановку проблемы, формулирование задачи;

• обсуждение критериев желаемого результатов (продуктов);

• поисковую работу с информационными источниками;

• самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта;

• предъявление своего результата другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка;

• самооценку, коррекцию результата, которые в свою очередь формируют компетентности обучающихся.

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Поэтому, для достижения нового образовательного результата, необходимо системное использование современных технологий и методов обучения.

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т. е. это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.

В этом смысле технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества.

В русле поиска современных подходов к обучению, по моему мнению, заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. (автор Ольга Николаевна Хан).

Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», «рефлексия». На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

Мозаика встречных усилий учителя и учащегося

Этапы урока Педагогические приемы

1 Начало урока : «введение», «разогрев» группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку «Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.

2 Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам «Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен – не согласен» и другие

3 Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. «Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» и другие

4 Этап «сотворчество» : сведение воедино усилий всех участников «Деловые игры», «театрализация», «Кластер» и другие

5 Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания «Итоги», «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и другие.

Термин мозаика в названии говорит о вариативности использования приведенных приемов : они могут «работать» вместе, что повышает их эффективность, но эти приемы можно применять и автономно на традиционных уроках. Чем богаче палитра методов обучения у учителя, тем удачнее должна быть картина урока и его результативность.

1. Начало урока.

Некоторые приемы данного этапа:

«Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт, отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над темой.

При знакомстве с темой «Состав слова» ответить на «простой» вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине слова?»

«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и подумать, как он может быть связан с темой урока.

«Погружение» проводится по «учебной цепочке», при этом возможны следующие варианты:

1. Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-то языкового явления. литературе – сюжетную линию)

2. цепочку начинает учитель, задавая вопросы по определенной теме, ученик, сам ответив, задает вопрос следующему ученику и т. д.

2. Контрольно-подготовительный этап.

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

Характеристика некоторых приемов.

Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам; здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки. При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином суждении, побуждая учащихся к поиску правильного решения, ответа.

«Опрос-кроссворд». Необходимо заполнить «кроссворд» по изучаемой теме, который заранее подготовлен учителем или учеником. Это своеобразная «линия преодоления», где идет активация интеллектуального потенциала учащихся.

б

и п к

б п ю б а п а

л е р м о н т о в

и н и о р с а р к

о з й с о и р т а

т а к д о х р з

е в и н а е

к а н а н т

а о т ы

«Повтор с расширением». Ученики самостоятельно подготавливают и задают вопросы, расширяющие и дополняющие материал. При этом учителю совершенно не обязательно отвечать на все вопросы – это формирует у учащихся понятие «открытого знания» и стимулирует сильных учащихся на самостоятельный поиск.

«Согласен – не согласен». Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются к друг другу или к педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять. Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет учителю по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.

3. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе и партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участие в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъектную позицию в учении и обучении.

Приемы, используемые на данном этапе.

«Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для него лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и т. д.). Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.

«Вопросы к тексту» (более всего уместны при изучении вводных и общих тем). Каждому ученику выдается краткий конспект сообщения по изучаемой теме; ученик, проработав данный текст, должен на полях поставить «сигналы» степени освоения темы: «U» – известные факты, «+»– хотелось бы узнать подробнее, «?»– нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного его включения в образовательный процесс.

«Знаю – не знаю». После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания учащихся, каковы интересы школьников в данной области.

4.«Сотворчество» как этап урока.

Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу.

Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, – именно поэтому данный этап назван «сотворчество».

Некоторые приемы данного этапа.

Деловые игры воплощаются в самых неожиданных вариантах:

1. «Машина времени» : события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохи.

2.«Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, примеры; затем идет оценивание и выбирается наиболее удачный вариант.

«Театрализация». Сегодня на уроках русского языка обращение к театрализации обрело новое направление – речь и культура общения. Любой разыгранный учениками диалог может стать предметом серьезного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.

«Кластер». Этот прием активно использует возможность видеоряда: идеи группируются в отдельные блоки и располагаются вокруг ключевого слова. Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены даже столкновения разных точек зрения.

5. Рефлексивный этап урока.

Основное его содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.

К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске эпиграфу дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведение итогов – общих и индивидуального. Такие приемы, как «вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем.

Существуют и специфические приемы:

«Эссе»– пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.

«Синквейн» – пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк.

Важный аспект рефлексивного этапа урока – определение домашнего задания. Целесообразно варьировать домашнее задание по уровням. Первый уровень – обязательный – то, что должны знать все ученики класса. Домашнее задание второго уровня – понятийного – выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень – творческий – предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.

Список используемой литературы :

1. Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2002. – №3. –с. 105.

2. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии», Москва, Народное образование, 1998 год.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования, под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова, интернет ресурс- https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619

4. Хан О. Н. «Технология встречных усилий как средство гуманизации образовательного процесса», Екатеринбург, 2000 год

5. Щукина Г. И. «Педагогические проблемы формирования познавательного интереса», Москва, Просвещение, 1988 год

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка» Функциональной грамотностью называют определенный уровень знаний, умений и навыков, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Ознакомление с окружающим миром и использование активных методов обученияОзнакомление с окружающим миром и использование активных методов обучения Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Применение методов проблемного и развивающего обучения на уроках музыки Статья «Применение методов проблемного и развивающего обучения на уроках музыки» Педагогическая технология становления учебной самостоятельности.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Работа со словарными словами на уроках русского языка в 1 классе Статья «Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка»Составитель: Слиткова Галина Анатольевна Учитель начальных классов.

Словарная работа на уроках русского языка по Аооп для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 11:25
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы» (включая файлы) размещена пользователем Шальнева Софья (УИ 1713002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД