Анна Бердина
Использование дидактических игр в работе с дошкольниками с учетом полоролевых особенностей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания детей с учётом гендерных различий не нова. В разное время к ней обращались такие исследователи, как А. Моль, Л. С. Макаренко, И. С. Кон, В. А. Сухомлинский и многие другие. И в наши дни различные наус=чные школы каждая по-своему концептуально обосновывают возможность и необходимость полоролевого воспитания детей в разные возрастные периоды (И. С. Кон, Т. А. Репина, В. ф. Базарный, Н. Е. Татаринцева.
Публикация «Использование дидактических игр в работе с дошкольниками с учетом полоролевых особенностей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Современные психолого-педагогические исследования, касающиеся гендерных проблем в практике дошкольных образовательных организаций, служат достаточно мощным фундаментом для организации педагогического процесса с учетом полоролевых различий. Одни исследования раскрывают сущность и механизмы полоролевой социализации (И. С. Кон, Ю. Е. Алёшина, А. С. Волович, Т. А. Репина и др., другие - особенности формирования психического и социального пола (Н. К. Ледовских, А. А. Чекалина и др., третьи – затрагивают педагогические аспекты полоролевого воспитания в детском саду и семье (Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева, Т. В. Малова, Л. В. Коломийченко и др.). Существующие в наши дни специальные программы освещают различные аспекты гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, взаимоотношений, доминирующие виды труда, спорта, профессии мужчины и женщины (Л. В. Коломийченко, И. П. Шелухина, Н. Г. Татаринцева и др.).
Немало специфических проблем возникает у практиков в связи с определением наиболее эффективных средств и методов полоролевой социализации, использования в работе с детьми дидактического, настольно-печатного материала.
Эффективное использование дидактического материала как средства гендерного воспитания детей дошкольного возраста должно носить комплексный характер. Для этого требуется учитывать применять следующие подходы к педагогическому процессу: создание условий, предопределяющих эффективность использования материала по разным элементам полоролевой культуры; методические рекомендации, раскрывающие алгоритм овладения различными способами трансляции знаний из области гендерной культуры; система работы, позволяющая обогатить процесс полоролевой социализации решением задач других областей развития ребенка.
Для изучения потенциальных возможностей настольных игр и дидактических пособий в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста мы провели проектно-исследовательскую работу. Содержание проекта строилось по блокам:
1 – «Мир мальчиков и девочек»
2 – «Мужчины и женщины»
3 – «Моя семья».
В содержание блоков входили следующие темы:
1) «Во что мы играем», «Мои интересы», «Что я люблю», «Достоинство и благородство», «Рыцари и принцессы»;
2) «Спорт мужской и женский», «Материнство и отцовство», «Мы такие разные», «Благородные поступки», «Важные события в жизни»;
3) «Родословная», «Взаимоотношения в семье», «Семейные традиции», «Как мы помогаем друг другу», «Памятные даты».
Для обогащения когнитивной сферы полоролевой социализации и решения задач, направленных на активизацию мыслительных процессов, мы предусмотрели видовое многообразие игр и осуществили разработку парных картинок, домино, лото, эстафет, кроссвордов.
Видовое разнообразие игр позволило нам дифференцировать задачи полоролевой социализации, поскольку специфика их структурных элементов (игрового действия, правила) изначально ориентировано на активизацию разных сфер личностного развития.
Например, в играх головоломках («Что не так?», «Кто поменялся ролями») предлагается определить гендерную принадлежность выполняемых действий и обозначить ошибку в рисунке. В играх типа домино («Одежда», «Разные лица», «Мои игрушки») предлагаются задачи, нацеленные на становление социальной перцепции, показываются способы отождествления объектов по общему признаку.
Игры-эстафеты («Помоги маме», «Папин помощник», «Уборка дома») активизируют мысль ребенка в выборе адекватных средств для нахождения решения в различных ситуациях, способствуют осознанию нравственной ценности поступков людей разного пола.
Проведение проектно-исследовательской работы позволило нам установить повышение уровня полоролевой социализации детей, стабилизацию межличностных отношений детей разного пола.