Ольга Корсакова
Использование фольклора в контексте познавательно-речевой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора в контексте познавательно-речевой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
«Берегите наш язык, наш прекрасный
русский зык, этот клад,это достояние,
переданное нам предшественниками…
Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием: в руках ум
елых
оно в состоянии творить чудеса…»
И. С. Тургенев
Публикация «Использование фольклора в контексте познавательно-речевой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
I. В современных социально-экономических условиях проблема развития речи становится всё более актуальной в связи с тем, что предъявляются всё более высокие требования к способности человека чётко выражать свои мысли, обладать богатством сравнения, эпитетов, метафор.
Современный русский язык незаметно пополнился большим количеством иностранных слов, которые вытесняют колорит нашего родного языка, ограничивая образность его речи, присущую только русскому языку.
В настоящее время, когда в нашу повседневную жизнь прочно вошли телевидение, компьютер, Интернет, наметилась тенденция дефицита речевого общения. Компьютерные игры заменили нашим детям непосредственное общение друг с другом.
Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы носит всё более значимый характер, потому что развитие речи и мышления – это один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребёнка.
Общеизвестна прямая взаимосвязь речи мышления. К. Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии – научить ребёнка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению.
Речь наших детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, пассивный словарь преобладает над активным, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи.
Часто дети затрудняются выразить свои мысли, им не хватает словарного запаса. В своей речи мало используют прилагательных, глаголов, сравнений, эпитетов. Ответы односложные.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения и воспитания детей остаются неиспользованными некоторые резервы, в числе которых и обращение к устному народному творчеству, как огромному наследию нашего народа.
Интерес современной науки к проблемам народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует прямая зависимость между использованием в процессе обучения и воспитания малых фольклорным форм в развитии речи детей. Велико значение русских народных сказок, шуток, потешек, половиц, прибауток для пробуждения любви к Родине, родному языку, для нравственного и художественного воспитания детей.
А. М. Горький определял фольклор как устное народное творчество трудового народа, который, по его мнению, является зачинателем создания материальной и духовной культуры, «первым по времени, красоте, гениальности творчества философом и поэтом»
Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами.
Устное народное творчество – это прибаутки, потешки, загадки, сказки, народные игры, музыкальный фольклор, обрядовые праздники.
Оно обогащает воображение детей, дает образцы русского народного языка: точность и лаконичность слова, музыкальность, напевность, ритмичность, меткость и выразительность, образные выражения, сравнения, юмор.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, много заново открываем и переоцениваем.
Поэтому задача воспитателя научить детей родному языку, развивать их речь; приобщая к фольклору, активизировать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи, правильное звукопроизношение; углублять их знания об окружающем мире.
В результате этого каждый ребёнок сможет содержательно излагать свои мысли; будет сформировано положительное отношение к народному творчеству, русскому народу.
Знакомство детей с историческим прошлым своего народа, его культурой, языком, является одной из важнейших задач общечеловеческого развития.
Данная работа позволит активизировать речь и мышление ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития.
1. ЗАДАЧИ
ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
I. Развитие восприятия произведений устного народного творчества:
* вызвать эмоциональный отклик на произведение устного народного
творчества;
* сформировать интерес к образам произведений народного словесного
искусства;
* создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им
языка фольклорных произведений, их выразительных средств, таких,
как эпитеты, сравнения, олицетворения, юмор (как средство вырази-
тельности) и т. п.
II. Способствовать формированию умения использовать доступные детям языковые средства выразительности произведений устного народного творчества в их собственной речи:
* сформировать понимание содержания произведений словесного творчества
народа (о чём говорится);
* сформировать умение вычленять языковые выразительные средства:
эпитеты, сравнения, олицетворения и т. п. (не обозначая их термина-
ми) с помощью вопросов типа: как в произведении описывается
предмет (явление? Что говорится о нём? С чем сравнивается?
Какой предмет? И т. п.
III. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности за счёт использования детьми выразительных средств языка, образов произведений устного народного творчества:
* поддерживать интерес к произведениям словесного творчества
народа;
* поощрять желание детей придумывать сказку, загадку, пословицу и
т. п.
IV. Воспитывать художественный вкус.
V. Приобщать к художественной литературе и устному народному творчеству.