Галина Филатова
Использование фотографий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Дружбу с фотографией начинала с подбора серии снимков по темам при ознакомлению с окружающим: «Овощи», «Мебель» и другие.
Они очень помогли во взаимодействии с учителем логопедом, воспитателями в погружении в тему. Но чем больше я увлекалась работой с ней, тем с каждым разом появлялись новые формы, приемы, подходы.
Почему фотография?
С опорой на фотографии можно говорить с ребенком обо всем. Именно фотографии позволяют больше узнать о его возможностях и потребностях: что он помнит, что ему больше нравится, что привлекает его внимание.
Публикация «Использование фотографий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
Готовя фотографии для детей с нарушением зрения определила следующие требования к фотографиям :
- фотографии должны быть достаточно крупными (не менее 10х15 см., непременно матовые;
- на них должны быть хорошо видны лица людей, элементы обстановки, действия к которым привлекается внимание ребенка.
- фотографии могут быть случайными и постановочными. В основном мои фотографии большей частью случайные.
Фотография может быть использована как :
Развивающее - обогащение содержания развития
Коррекционное - помощь в решении определенных
конкретных трудностей в развитии ребенка
Пропедевтическое подготовка детей к восприятию
нового материала.
С помощью фотографий можно решать такие ответственные и сложные задачи:
- развитие речи ребенка,
- осознание и систематизация своего личного опыта,
- построение картины мира,
- создание основ для взаимопонимания.
В образовательной деятельности фотография – это окно в мир, образ окружающего мира то, что в новой программе называется «Формирование целостной картины мира».
Прежде всего:
- формирование образного представления о предмете и его свойствах;
- восприятие окружающих предметов в действии (многообразие использования предмета в жизненных ситуациях);
- восприятие предмета в разное время суток, время года:
- представление о предмете или явлении в развитии (фото был одуванчик желтый, стал белый, бутон - цветок)
Фотографии приближают предмет к глазам ребенка (стрекоза, паутина).
Зрительное восприятие помогает коррекции пространственной ориентировки. Решению данной задачи помогают игры, игровые задания с фотографиями на :
- соотнесение (нахождение) объекта или отдельного указанного фрагмента фотографии, с подобным предметом в естественной обстановке
Например: В каком месте сделан этот снимок
Узнай, куда приведут тебя эти фотографии (3-4 шт., если пойдешь мимо мест изображенных на фотографиях.
Найди эти предметы на спортивной площадке. Скажи, как называются, где расположены.
Среди простых примеров, связанных с коррекцией пространственно-временных понятий логично назвать следующие задания:
Определи время суток, года по фотографии.
Разложи фотографии в определенной последовательности действий.
Важнейшая функция использования фотографии заключается :
- в обеспечении реабилитационных функций,
- психолого-педагогического сопровождения, социального развития.
Они являются дополнительным каналом взаимодействия депреированного ребенка с окружающим миром. Обращение к воспоминаниям от общения с природой, живыми объектами, праздничными событиями вызывают повторные яркие эмоциональные переживания. Ребенок получает новый коммуникативный опыт, психо-эмоциональный заряд.
Очень помогают фотографии ребенка в познании им самого себя. Ребенок видит свой физический дефект – косоглазие. Дети не любят себя в очках, носить очки. Полюбить себя помогает вручение портрета, как победителя конкурса красоты с различными номинациями:
«Девочка с самыми голубыми газами»;
«Папа и я очень похожи»;
«За самую красивую улыбку».
Это вызывает интерес и любовь к себе. Осознание самого себя
Формирование представлений о возрасте на тему «Я расту»
(детско-родительские проекты, цель которых помощь в осознании уровня развития умелости, физического развития, достижений в разных видах деятельности, в прошлом раньше, когда был совсем маленький, в настоящее время сейчас, когда 5 лет и в будущем когда станет школьником в 7 годам. «Сравнивая свои умелость, достижения с предполагаемыми умениями, будущего ученика, ребенок размышляет «Я не дошкольник а школьник, ученик.
В школе стою первым на физкультуре. Умею читать. Хожу в форме пишу письменными буквами…».
Подобный подход в работе с детьми это и есть ответ на федеральные требования к организации образовательного процесса, когда образование идет во взаимодействии с семьей, на доступном, понятном интегрированном материале.
Самая главная ценность фотографии возможность увидеть, как ты растёшь, зримая функция самореализации ребенка его успешности, ощущение важности и общественной значимости того, что он делает признание этой деятельности, популяризация этого ребенка в кругу сверстников, повышение его статуса среди взрослых.
Нет необходимости говорить о системе работы с фотографией в самостоятельной деятельности ребенка через книжный уголок. Это, на мой взгляд, в каждом дошкольном учреждении - повседневная реальность. Замечу, что фотографию можно использовать в сюжетно-ролевой игре, когда «Семейные портреты» украшают квартиру, «Фотокорреспондент» готовит репортаж, работает фотостудия, дети идут на фотовыставку, посвященную природе, Дню победы; путешествуют вместе с товарищем по местам его летнего отпуска. Так расширяется кругозор, идет взаимопросвещение.
По серии фотографий получился ряд коррекционных игр и упражнений. Среди них:
«Найди цветок по фотографии»,
«Собери букет по фотографии»
«Найди эти цветы издалека» (вид из окна)
«Если Вы не верите, возьмите да проверьте» (образование звука)
Говорю: на этой фотографии извлекают звук. Верите? Давайте проверим. Проводим опыт.
«Сравни два портрета. Ребенок и взрослый. Мальчик и девочка»
Очень интересно проходит и главное полезно привлечение детей к составлению фоторепортажей, фотоколлажей из семейных фотографий «Спорт в моей семье», «Я научился», «Здоровье моей семьи». Подобный вид работы выполняется и родителями как проектная деятельность.
Пришло время, когда дети стали фотографами и фотоохотниками. Наши наблюдения теперь подчас сопровождаются съемками. Мы это называем «Остановись мгновенье».
От этого дети становятся любознательными, ищут и находят удивительное рядом. Я делаю для поддержания их амбиций контрольные кадры, а они радуются пойманным мгновеньям.
Работа продолжается.