Марина Бухарова
Использование игровой терапии и изотерапии в психокоррекционной работе с гиперактивными детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое консультирование и психокоррекция Андрея С., 6 лет. У ребёнка отмечается СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности, агрессивность, конфликтность.
На предложение поиграть в кабинете психолога, Андрей с удовольствием соглашается. Выбирает ящик с кубиками и начинает строить. Строит он крепость для роботов. Когда строительство заканчивается, выбирает железного робота. Робота мальчик помещает в крепость и начинает его трясти, объясняя, что робот очень боится монстров, которые его могут съесть, поэтому робот очень сильно трясётся. В результате этих действий крепость разваливается. На этом занятие заканчивается. Ребёнок говорит, что сейчас ему пора идти домой и что он придёт поиграть завтра.
Публикация «Использование игровой терапии и изотерапии в психокоррекционной работе с гиперактивными детьми,» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Темочки
В процессе последующих трёх занятий, действия ребёнка повторялись, т. е. он приходил, строил крепость, затем помещал туда робота, который разваливал крепость. На пятое занятие Андрей пришёл со словами, что сегодня он построит крепость и оставит её, чтобы другие дети могли с ней поиграть. Робот наконец-то понял, что монстры не смогут его съесть, потому что он железный. А раньше робот этого не знал и боялся».
Действительно ребёнок построил очередную крепость и не стал её разрушать, а пошёл рисовать.
Параллельно с игровой терапией проходили сессии с использованием изотерапии, направленной на работу со страхами.
В процессе беседы с ребёнком выяснилось, что он боится засыпать, так как ему кажется, что в темноте прячутся чудища и монстры.
На предложение изобразить этих чудищ и монстров на бумаге, мальчик с радостью согласился и нарисовал их несколько штук. На вопрос психолога о том, что дальше с ними делать, ребёнок ответил, что рисунок надо положить в раковину и включить холодную воду. Далее на вопрос о том, когда это надо делать и кто это будет делать, ребёнок ответил «сейчас», подбежал к раковине, положил рисунок и включил воду. На вопрос, сколько времени рисунок должен находиться под водой, мальчик ответил – «недолго, пока монстры не прилипнут к листу». Спустя несколько минут мальчик выключил кран, достал рисунок, положил его на подоконник, сказав: «Пусть полежит здесь, когда рисунок высохнет, тогда к нему точно прилипнут монстры и чудища и ко мне больше не придут». На вопрос, что же делать дальше с этим рисунком, Дима сказал: «выбросите его, мне он больше не нужен».
На этом занятие по изотерапии было закончено. На последующих встречах использовались разные способы работы со страхами : мы сжигали рисунок с изображённым на нём страхом; Андрей рвал рисунок со страхом на мелкие части и потом выбрасывал его в мусорное ведро, которое мы вместе с ним выносили на улицу и там выкидывали; мальчик рисовал себя по сравнению со страхом большим и сильным, вооружаясь разным оружием; рисовал страх простым карандашом, а потом стирал его с помощью стирательной резинки. Особенно Андрею понравилось дорисовывать свой страх так, чтобы глядя на него возникали положительные эмоции: мальчик пририсовал рожки, усики, весёлую улыбку, а потом громко смеялся, рассматривая рисунок, который стал совсем не страшный. Через несколько дней мама сообщила, что страх темноты у ребёнка практически прошёл, он не боится передвигаться по комнате.
Так как применение изотерапии было эффективным, то на последующих занятиях с Андреем были использованы разные изобразительные техники: рисование на мокрой бумаге, сыпучими материалами, рисование пластилином, пальцами и др.
После комплекса занятий с использованием изотерапии и игровой терапии Андрей со слов мамы и воспитателей группы, стал более спокойным и уравновешенным, стал меньше конфликтовать со сверстниками.