Ирина Гарбуз
Использование игровых методов и приемов в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Гарбуз И. В., Кочерба А. П. МАДОО детский сад № 43
В последнее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи неуклонно растет. Чаще всего на логопедические занятия попадают дошкольники с дизартрией. У них отмечаются определенные особенности, выраженные в недостаточности ряда психических процессов, таких как слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции. Снижена познавательная активность в целом. Особенно ярко проявляются при дизартрии нарушения в моторной сфере. В связи с этим, коррекционная работа с данной категорией детей ведется в течение длительного времени. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования необходимых психических свойств и качеств личности. Кроме того, игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Дидактическая цель скрыта от ребенка. Ребенок просто играет.
Публикация «Использование игровых методов и приемов в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Использование игр в коррекционной работе учителя-логопеда помогает :
- в достижении коммуникативной компетенции через непосредственно образовательную деятельность;
-в развитии познавательно-речевой активности через творческие диалоги и ситуации в общении;
-в повышении эффективности данной системы работы через пополнение развивающей среды;
- в расширении взаимодействия с педагогами и семьей для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
Одна из основных задач на логопедическом пункте – это коррекция звукопроизношения. Мы вводим разнообразные игры почти на всех этапах данной работы, используя материалы Комаровой, Лиманской, Рыбинской, Коноваленко, Нищевой, Спивак, Трушиной, авторские игровые пособия и пособия других разработчиков.
В подготовительный период нами используются следующие игры :
1. Для развития психических процессов:
«Что лишнее?», «Назови все изображенные предметы», «Найди фрагмент узора», «Найди два одинаковых предмета», «Найди 10 отличий», «Помоги почтальону» (закрепление цвета, формы и размера, «Подбери предметы по форме», «Умные фигуры».
2. Для развития мелкой моторики:
«Волшебные прищепки», «Собери змейку» (с использованием элементов для термоаппликации, «Дружные пальчики», «Кораблики» (шнуровка, «Выложи фигуру» (с использованием канцелярской резинки, «Морские камушки», «Су-джок»(для массажа ладоней, многоцелевые тренажеры с использованием контактной ленты, пуговиц и фетра.
3. Для развития просодической организации речи и выработки целенаправленной воздушной струи:
«Вертушки», «Живые картинки», «Накорми фрукт», «Тренажеры с утяжелением», свистульки.
На этапе работы над звуком пригодятся разнообразные слоговые дорожки и таблицы, «Слоговое пексесо», «Найди картинки с определенным звуком», «Вспомни слова с определенным звуком и отложи фасолинку», «Закрой все картинки с определенным звуком», «Парочки», «Звуковая улитка», «Бусы для мамы» (нанизывание на шнурок бусин-картинок с определенным звуком, разнообразные «Ходилочки» (прохождение по дорожкам и называние соответствующих картинок с использованием различных сюжетов «Помоги бобру дойти до хатки, мышке добраться до сыра, хомяку до мельницы с зерном, Буратино до золотого ключика» и т. д., «Звездочет» (на звездное небо раскладываются картинки – звезды с определенным звуком, «Зоопарк» (рассади животных по клеткам в зависимости от наличия-отсутствия определенного звука, «Угадай картинку», «Подбери рифму». Игры-сказки на основе сюжетов детских книг и мультфильмов: «Помоги Красной Шапочке донести корзинки», «Накорми Винни-Пуха и Пятачка», «Угости Карлсона», «Помоги Снеговику найти снежинки» и т. д.
В работе по развитию фонематических процессов можно использовать следующие игры : «Выдели первый звук и прочитай слово», «Сложи картинку и прочитай слово», «Парашютики» (подбери слово к схеме, «Слоговое лото» (составь новое слово по первым слогам, как вариант: вторым и третьим, для определения места звука в слове применяем игры «Гаражи», «Пчелка», «Паровозики», «Птичка».
Для развития слоговой структуры слова мы используем следующие игры : «Подарки» (разложи картинки по коробочкам в зависимости от количества красных кружков на них, «Весёлый поезд», «Кораблики» (распределение картинок по вагонам, корабликам).
Наша копилка постоянно пополняется играми, направленными на развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи: это и схемы составления простых предложений, и красочные схемы-алгоритмы составления описательных рассказов, дидактические пособия «Что сначала, что потом», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Что где находится», «Вокруг да около» (правильное употребление предлогов, «Скажи наоборот» (подбор антонимов, «Скажи по-другому» (подбор синонимов, «Мои любимые сказки» (составление сказки по сюжетной картинке, «Поляна фей», «Кто плывет на корабле?», «Бабушкино варенье» (образование относительных прилагательных, «Домики» (обучение согласованию существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ) и другие.
Играть в логопедические игры весело и интересно! В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстрее автоматизируются, речь детей становится грамматически правильной и богатой, снижается утомляемость и повышается устойчивость внимания, а мы получаем удовлетворение от полученного результата!