МААМ-картинки

Использование инновационных технологий на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе

Белякова Ольга
Использование инновационных технологий на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Получить в детстве начало эстетического воспитания-

значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству.

Н. А. Ветлугина.

Одним из факторов гармонического развития личности является декоративно-прикладное искусство. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Но в наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Поэтому я решила углубленно работать по ознакомлению детей с декоративным творчеством. Для пополнения знаний по данному направлению изучила следующую литературу:

Публикация «Использование инновационных технологий на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе» размещена в разделах

- В. В. Гаврилова. Л. А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет; рекомендации, планирование, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2010.

- О. А. Соломенникова. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М: Мозаика-Синтез, 2005.

- Т. А. Николкина. Изобразительная деятельность. Волгоград: Учитель,2008.

-Н. Б. Халезова. Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя. Москва: ТЦ Сфера, 2005.

- Научно-методический журнал «Цветной мир». Изобразительное творчество и дизайн в детском саду. №1.2008.

-Изучаю другие программы по изобразительной деятельности:

И. А. Лыкова. «Цветные ладошки».

Т. Н. Доронова. Программа «Радуга».

-Знакомлюсь с передовым педагогическим опытом работы воспитателей нашего детского сада и детских садов района.

Систематически знакомлюсь с публикациями по данному вопросу в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч» и др.

С целью формирования у детей устойчивого интереса к народно-прикладному искусству я определила следующие задачи:

-познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, бытом и традициями русского народа;

-прививать эстетический вкус, способствовать развитию у детей художественно-творческих способностей, усвоению эталонов красоты;

-развивать мышление, внимание, память воображение через художественно-творческую деятельность;

-воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.

Я тщательно изучила материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов: дымковского, хохломы, городца; уточнила методы и приемы изображения различных элементов росписей.

Для реализации этих задач я составила перспективный план, совершенствовала предметно-развивающую среду по изодеятельности. Для того,чтобы облегчить себе работу, собрала наглядный материал по народным промыслам. Создала картотеку «Художественное слово», в которой подобраны стихи, загадки, частушки, помогающие сделать занятия с детьми более яркими, эмоциональными.

Зная, что в игровой форме дети легче усваивают знания, использую дидактические игры, направленные на развитие и закрепление навыков рисования декоративных элементов. Многие игры изготовила самостоятельно: «Продолжи рисунок»

«Обведи рисунок»

«Найди пару»

«На что похоже»

«Собери целое»

«Поможем художнику»

Кроме того, использую в работе готовые настольно-печатные игры: «Маленький художник», домино «Орнамент» и др.

В мини-музее «Русская изба» я периодически организую тематические выставки изделий народных умельцев: «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Платочное разноцветье», «Волшебные кружева» и другие. Эти выставки мне помогают оформлять родители воспитанников. Посещая выставки, дети непосредственно соприкасаются с предметами быта русского народа и изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, дерева, ткани). Много предметов по мотивам дымковской игрушки я изготовила самостоятельно и использую их для работы с детьми. Таким образом, окружающая детей предметно-развивающая среда позволяет им легче усваивать знания, поддерживать интерес к народному искусству. Читая произведения художественной литературы, рассматривая иллюстративный материал, предметы быта, знакомя детей с изделиями народных мастеров, приобщаю их к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного.

Поставленные задачи по ознакомлению детей с народным прикладным искусством стараюсь реализовать на занятиях лепкой, аппликацией и других видах детской деятельности. Как например, рассматривая во время целевых прогулок и экскурсий в природу растения, травку, учу детей видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, сравнивать их с элементами росписей. Пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

Но особенно большое значение я придаю продуктивной деятельности, в частности, занятиям изобразительной деятельностью. На них дети учатся рисовать сначала отдельные элементы росписи, затем украшают различные предметы, самостоятельно составляя композицию, подбирая нужный цвет. Дети учатся давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту и оригинальность изделия. При этом я раскрываю способности ребенка, помогаю преодолеть ему трудности. Часто работа проводится индивидуально, особенно на первых порах, когда ребёнку требуется подробно объяснить и показать каждое движение кисти.

Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков: ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Всё это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русскому народному искусству.

В своей работе с детьми использую передовой педагогический опыт и инновационные технологии :

-нетрадиционные формы проведения занятий (интегрированные, занятия на прогулке, занятия- путешествия и другие);

- создание проблемных ситуаций;

- использование технологических карт;

- использование направления «Музейная педагогика»;

- интеграция задач в занятиях лепкой, аппликацией, и других видах детской деятельности;

- реализация принципа «Играя, обучаем».

Совокупность использования инновационных технологий позволяет мне поддерживать и повышать у детей интерес к занятиям по декоративно-прикладному искусству.

Вся эта работа проводится в группе в течение учебного года. Эффективность этой работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Я рекомендую им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации, рассказывать об народных игрушках – кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.

В группе созданы такие условия, что полученные знания о декоративно-прикладном искусстве, дети применяют в свободной самостоятельной деятельности, в играх, на музыкальных занятиях, в уголке по изобразительной деятельности.

В работе с родителями использую различные педагогические технологии, цель которых обогатить родителей знаниями по данному направлению. Провожу экспресс-опросы родителей с целью выяснения их знаний и понимания значения народно-прикладного искусства в развитии художественно-творческих способностей детей, ознакомлении их с бытом и традициями русского народа.

В индивидуальных беседах с родителями рекомендую книги, иллюстрации, которые можно рассматривать с ребёнком дома, предлагаю упражняться в рисовании узоров по мотивам различных росписей и играть в дидактические игры.

На семинарах-практикумах «Приёмы рисования основных элементов дымковской росписи» и «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» родители учились, как правильно подобрать цвета для росписи, каким приёмом можно нарисовать тот или иной элемент узора.

Оформила папку- раскладушку «Ступеньки к творчеству»

Провела консультации на темы: «Дидактические игры по ИЗО», «Творчество и воображение», которые помогли родителям приобщить детей к декоративному рисованию и реализации их творческих возможностей.

Выступила на родительском собрании с сообщением по теме: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей»

Совместно с родителями проводила праздники и развлечения:

- Ярмарка «Дымковская игрушка»

- «Путешествие в город мастеров»

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, что народное искусство имеет большое значение для развития художественных способностей, творческого воображения и эстетического вкуса у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.

Проделанная работа не могла не отразится на успехах детей. Уже сейчас можно сказать, что знания и умения у детей намного улучшились. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Развиваются образные представления, мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились. У них активизировалась созидательная деятельность, сформировались эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные. Они научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, могут различать и называть элементы росписи. У детей сформировались навыки рисования декоративных элементов.

В дальнейшем я планирую совершенствовать своё педагогическое мастерство, использовать в работе новые творческие идеи, передовой педагогический опыт на пути приобщения дошкольников к миру декоративно-прикладного искусства.

Публикации по теме:

Изостудия «Россиночка»Изостудия «Россиночка» Начиная с дошкольного возраста, человек должен и может получить начало эстетического воспитания, умение понимать и ценить произведения искусства,.

Творческая работа с малышамиТворческая работа с малышами Одна из главных задач в области образования,эстетическое воспитание детей,создание условий для проявления творческих способностей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных технологий на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе
Опубликовано: 18 августа 2014 в 22:54
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных технологий на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Белякова Ольга (УИ 2306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД