Наталия Ташимова
Использование инновационных технологий в детском саду. «Проектная деятельность».
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность требует от педагога терпения, любви к ребёнку и веры в его возможности т. к она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, творческих и проблемных методов познания окружающего мира. Она строится на уникальных отношениях «ребёнок – взрослый», на соучастие взрослых и детей. Это подразумевает общение на равных, где никому не принадлежит право указывать, оценивать и контролировать. В данном виде деятельности педагог постепенно ведёт ребёнка от подражательно – исполнительской деятельности к творческой.
Публикация «Использование инновационных технологий в детском саду, „Проектная деятельность“,» размещена в разделах
Первый этап проектной деятельности
«Подражательно – исполнительский», реализация данных проектов возможна с детьми начиная с трёх лет (младшая, средняя группа). На этом этапе дети действуют на «вторых ролях». Они участвуют в проекте по прямому предложению взрослого или подражая ему. Это не противоречит психологическому развитию маленького ребёнка т. к ещё сильна потребность установить и сохранить хорошее отношение к взрослому и научиться подражать ему.
Второй этап проектной деятельности
- «Оценивающий». Его реализация возможна с детьми пятого – шестого года жизни (старшая группа). Они уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности и могут согласовывать действия, оказывая помощь друг другу. Дети уже меньше обращаются с просьбами к взрослым и более активно организуют совместную деятельность со сверстниками. Так же развивается самоконтроль и самооценка. Дети способны объективно оценивать не только свои поступки, но и поступки сверстников. В этом возрасте дети могут принять не только проблему предложенную педагогом, но и уточнить цель проекта и способы его реализации, а так - же сами предложить проблему их интересующую. Именно это желание и становится отправной точкой для следующих исследовательских, социальных, творческих и опытно – ориентировочных проектов.
Третий этап проектной деятельности
– «Творческий». Этот этап характерен для детей шести – семи лет (подготовительная группа). Очень важно в этот период поддерживать и способствовать развитию творческой активности детей, а так же создавать условия для самостоятельного определения цели проекта и способах его реализации. Именно на этом этапе деятельности наиболее ярко проявляются уникальные взаимоотношения «взрослый – ребёнок».
Для планирования проектной деятельности можно использовать «алгоритм деятельности педагога» разработанный Н. А. Рыжовой.
1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из интересов детей и их потребностей.
2. Вовлекает детей в решение проблемы.
3. Намечает план к решению проблемы (поддерживает интерес детей к ней и вовлекает к решению этой проблемы родителей).
4. Обсуждает план реализации проекта с родителями.
5. Совместно с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта.
6. Собирает информацию и материал по проекту.
7. Проводит занятия, игры, наблюдения, создания минимузеев, выставок (основная часть проекта).
8. Даёт домашние задания для родителей и детей.
9. Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей по теме проекта (поиск материалов, изготовление поделок, рисунков, стенгазет, коллажей и т. д).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, КВН, составляет альбом, презентацию.
11. Подведение итогов (выступление на педсовете, обобщение опыта работы).
Таким образом, в проектной деятельности у ребёнка формируется и раскрывается его индивидуальность, а так же реализуются его потребности и исследовательские интересы. Это способствует личностному развитию ребёнка, что является главным приоритетом в ФГТ.