Получи документы

Использование мнемотехники в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста

Юлия Скрыльникова
Использование мнемотехники в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня я хотела бы рассказать как я использую мнемотехнику в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд № 2

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Публикация «Использование мнемотехники в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Мнемотехника – помогает развивать : ассоциативное мышление зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,воображение, связную речь.

Что такое мнемотаблицы, какие они бывают?

Слайд № 3

Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.

Мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.

Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд № 4

Методика работы с мнемотаблицами

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что изображено;

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминая.

Слайд №5

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Но я уже в младшем возрасте начала использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

В своей работе я использую мнемотаблицы цветные, так как у детей среднего возраста в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т. е. постепенно подойти к обучению монологической речи.

Слайд № 6

В развитии речи я использую мнемотаблицы в разделе связная речь при составлении описательных рассказов, для пересказа сказки и заучивания стихотворения.

Слайд № 7

Составление описательного рассказа

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета

Слайд №8

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание я придумываю картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения я планирую активно включать детей в процесс создания своей схемы.

Слайд № 9

Пересказ сказки

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Пройденный материал мы с детьми постоянно повторяем. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.

В результате использования мною мнемотаблиц :

У детей : расширился круг знаний; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше развивается связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка.

Слайд № 10

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Алгоритм использования схем и моделей с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста. Презентация на тему: "Алгоритм использования схем и моделей с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста". (Из опыта работы.

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Презентация по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". «Учите ребёнка, каким – нибудь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 сентября 2014 в 12:14
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Скрыльникова (УИ 243184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД